Социализация пожилых людей в Европе: практические шаги при отсутствии научных данных
Одиночество губительно для пожилых людей. Отсутствие общения и социальных связей снижает их шанс на выживание в полтора раза — такова статистика.
Материал подготовлен на основе документа Всемирной организации здравоохранения «Благоприятные условия для жизни людей старшего возраста в Европе. Пособие с описанием стратегических областей действий»
Как фактор риска смертности одиночество едва ли не сильнее таких причин, как курение, ожирение и отсутствие физической активности. Понятно, что с этой проблемой надо серьезно работать. Но здесь начинаются вопросы.
Проблемы объективных понятий
Прямая связь социальной активности старых людей с низким риском смертности и вероятности когнитивных нарушений сомнений не вызывает, но, строго говоря, серьезного научного анализа этой проблемы до сих пор нет. Глубоким исследованиям эффективности программ в этой области мешают два обстоятельства.
- Под социальной активностью понимается не только участии в официальных формах досуга (социальная деятельность, собрания, посещение церкви), но и межличностное общение (соседи, гости, болтовня по телефону, переписка в интернете). А его трудно оценить и контролировать.
- Понятия социальной изоляции и одиночества, которые воспринимаются как синонимы, на самом деле различаются между собой
- Социальная изоляция — реальное отсутствие контактов с другими людьми (члены семьи, друзья, соседи и пр.). Как правило, считается объективной мерой личных социальных взаимоотношений человека.
- Одиночество — субъективный негативный опыт на основе оценки личных связей. Этот термин трактуется, как «несоответствие фактического и желаемого качества и количества социальных контактов».
Так вот, социальная изоляция не обязательно предполагает одиночество. Кто-то ощущает себя одиноким даже при большом количестве народа, а кто-то при минимуме связей не испытывает никакого чувства покинутости. Некоторые вообще предпочитают жить в одиночку (им и так хорошо). Другим хотелось бы больше общаться с теми, кто дорог, но не получается.
Степень одиночества
Несмотря на зыбкость терминов социологи сходятся в одном — проблема старческого одиночества в последние годы буквально захлестнула Европу.
- Более половины мужчин европейского региона в возрасте 80 лет живут с женами, однако большинство женщин этого возраста (по крайней мере в 18 странах ЕС) живут одиноко. Вполне понятно, мужчины в семье, как правило, старше, а умирают на десять лет раньше женщин.
- В странах Северной Европы большинство людей старше 80 живут одиноко. В странах Южной Европы одиночек меньше.
- Только 18% жителей Евросоюза в возрасте 65+ участвуют в общественных мероприятиях
- От 3% до 45% (почти половина!) пожилых людей из стран ЕС (в зависимости от страны и традиций) встречаются с друзьями или родственником реже одного раза в месяц. Некоторые из них вообще не имеют ни тех, ни других.
- От 5 до 30% респондентов не имеют друзей, которые могли бы поддержать в трудную минуту.
Выделяют несколько факторов, провоцирующих одинокую жизнь
- Возраст. Чем старше человек, тем острее проблема.
- Удаленность от событий. Людям, живущим в сельских или дальних районах, активная жизнь в социуме бывает просто недоступна.
- Недостаток денег, или, проще говоря, бедность, по мнению исследователей, еще один фактор риска одиночества (стоило тратить деньги на исследование, чтобы прийти к очевидному выводу!).
- Стигматизация. Нередко люди с деменцией подвергаются остракизму, что, конечно, создает дополнительные трудности в общении.
- Другие члены семьи. Пожилые люди, которые ухаживают за немощными родственниками просто не имеют ни сил, ни времени на открытое общение.
Понятно, что попытки вовлечь эти группы в активную жизнь, проводя «общественные мероприятия», обречены на провал. Откликаются лишь те, кому интересно. Пассивные опять остаются в стороне. Это увеличивает и без того немалый разрыв между двумя группами. Нужна взвешенная программа, основанная на строгих научных выводах. Которых как раз и нет.
Есть наблюдения и ассоциации, базы данных и статистика. Нет строгой научной платформы, на которую можно было бы опереться в разработке стратегии вовлечения. Даже такой простой показатель, как сила ощущения одиночества пожилым человеком, варьируется в зависимости от страны, традиции, семейных ролей и сплоченности местных сообществ.
Стратегии и программы
Ждать научных результатов можно долго, а делать что-то надо. И Европейский регион разрабатывает стратегии на всех уровнях власти. Среди наиболее популярных мероприятий по социализации пожилых людей в Европе можно назвать следующие:
- совместная повседневная деятельность – обеды, прогулки, пикники;
- мероприятия для пожилых людей в клубах или общественных центрах;
- совместные занятия ремеслом (гончарное дело, резка по дереву);
- культурные мероприятия, музыка и танцы (кстати, весьма популярный досуг у пожилых людей);
- спортивные мероприятия;
- специальные мероприятия для представителей разных поколений (например, семинары по обмену опытом);
- традиционные мероприятия (например, народные праздники);
- привлечения пожилых мужчин в социальные программы по сохранению здоровья;
- компьютерные курсы (они приобретают все большую популярность).
Инициативы по использованию современных технологий для преодоления социальной изоляции до сих пор находятся в зачаточном состоянии, тем не менее в разработке находятся три направления:
- контакт с кол-центрами социальных учреждений,
- удаленная связь между семьями,
- телеконференции для общения маломобильных пожилых людей.
Еще одна область стратегии — межпоколенческие мероприятия:
- использование общих помещений (например, предоставление стариками комнат для студентов),
- мероприятия по передаче опыта (мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству),
- мероприятия в школах с привлечением пожилых людей,
- учебные мероприятия с участием разных поколений,
- волонтерская работа пожилых людей в детских садах, школах и музеях,
- волонтерская работа, детей или молодежи в домах престарелых.
Большинство мероприятий требует специального пространства, но его выделяют в центрах дневного пребывания, в домах для престарелых или в центрах социальных услуг. Клубы для пожилых людей иногда организуются в школах, библиотеках и районных общественных центрах. Нередко места для собраний предоставляются некоммерческими или частными учреждениями при поддержке государства.
Огромную роль в жизни пожилых людей играет церковь – она является мощным стимулом вовлечения стариков в социальную жизнь.
Непрерывное обучение как фактор активного долголетия
Отличный способ вовлечь пожилых людей в активную жизнь — предоставить им возможность учиться. Данные опросов прочно ассоциируют обучение с улучшением качества жизни и психического здоровья. Правда, есть два штриха, которые ставят объективность статистики под сомнение.
1. В непрерывное обучение вовлекаются далеко не все пожилые люди. Более того, вовлеченность пенсионера в процесс учебы зависит от ряда показателей:
- социальное положение — чем оно выше, тем больше вероятность дальнейшего образования;
- пол — как ни странно, пожилые женщины легче соглашаются учиться «чему угодно, лишь бы учиться»;
- достаточный уровень образования — понятно, что образованный человек охотнее идет учиться.
2. До сих пор ни одно исследование не предоставило убедительных данных о роли непрерывного образования в улучшении качества жизни людей из групп повышенного риска (да еще в социальной изоляции).
3. Никто не объяснил механизм влияния учебы на самочувствие. Связь между обучением и психологическим здоровьем, безусловно, есть, однако непонятно, что здесь первично. Возможно, это тоже ошибка выборки: просто более психически здоровые люди охотнее участвуют в социальных программах.
Так что полностью доверять европейской статистике не стоит. Не исключено что непрерывное образование — это не причина, а следствия общего процесса социализации активных долгожителей.
Проблемы вовлечения
Впрочем, спорить и сомневаться — прерогатива специалистов. В целом польза непрерывного образования не вызывает сомнений. Но подключить пожилых людей к этому процессу, оказывается, не так просто. Существует три вида препятствий:
- Поведенческий фактор
Пожилые люди, неуверенные в себе, неустойчивые к жизненным трудностям, с заниженной самооценкой, как правило, сомневаются, могут ли они вообще чему-то учиться. Многие отказываются, ссылаясь на отсутствие интереса или сил: «Ну куда в моем возрасте!..» Виной тому – горький опыт пренебрежения с стороны окружающих, с которым человек сталкивался с самого детства (начиная с родителей: «…Ну что за бестолочь!»).
- Ситуационный фактор
Маломобильные люди, инвалиды или старики, живущие в сельских районах, редко приходят учиться, что, собственно говоря, вполне понятно — расстояния немалые, а сил нет.
- Проблемы межведомственного сотрудничества
Коммуникация между разными профильными ведомствами необходима для любой социальной инициативы на всех уровнях государственной системы. В образовательных программах должны объединиться системы здравоохранения, социальной защиты и, понятное дело, образовательный сектор. Пока эти структуры не научатся работать вместе, четко понимая свою область ответственности, любая программа, в том числе и образовательная, будет буксовать.
Сбалансированный охват
Таким образом, в программах непрерывного образования, как правило, участвуют люди, наделенные хорошим здоровьем, представители среднего класса, женщины и люди с достойным уровнем образования. Поэтому основные усилия должны быть сосредоточены на пенсионерах, которые не попадают в критерии «активного участника» или сталкиваются с уже известными препятствиями.
На этом постулате и базируется стратегия по созданию в Европе благоприятных условий для жизни людей старшего возраста. Многие из них либо уже реализуются, либо включены в ближайшие планы действий по всему европейскому региону.
Фото из открытых источников