Содержание: [Скрыть]

Одиночество губительно для пожилых людей. Отсутствие общения и социальных связей снижает их шанс на выживание в полтора раза — такова статистика.

Материал подготовлен на основе документа Всемирной организации здравоохранения «Благоприятные условия для жизни людей старшего возраста в Европе. Пособие с описанием стратегических областей действий»

Как фактор риска смертности одиночество едва ли не сильнее таких причин, как курение, ожирение и отсутствие физической активности. Понятно, что с этой проблемой надо серьезно работать. Но здесь начинаются вопросы.

Проблемы объективных понятий

Прямая связь социальной активности старых людей с низким риском смертности и вероятности когнитивных нарушений сомнений не вызывает, но, строго говоря, серьезного научного анализа этой проблемы до сих пор нет. Глубоким исследованиям эффективности программ в этой области мешают два обстоятельства.

  1. Под социальной активностью понимается не только участии в официальных формах досуга (социальная деятельность, собрания, посещение церкви), но и межличностное общение (соседи, гости, болтовня по телефону, переписка в интернете). А его трудно оценить и контролировать.
  2. Понятия социальной изоляции и одиночества, которые воспринимаются как синонимы, на самом деле различаются между собой
  • Социальная изоляция — реальное отсутствие контактов с другими людьми (члены семьи, друзья, соседи и пр.). Как правило, считается объективной мерой личных социальных взаимоотношений человека.
  • Одиночество — субъективный негативный опыт на основе оценки личных связей. Этот термин трактуется, как «несоответствие фактического и желаемого качества и количества социальных контактов».

Так вот, социальная изоляция не обязательно предполагает одиночество. Кто-то ощущает себя одиноким даже при большом количестве народа, а кто-то при минимуме связей не испытывает никакого чувства покинутости. Некоторые вообще предпочитают жить в одиночку (им и так хорошо). Другим хотелось бы больше общаться с теми, кто дорог, но не получается.

Степень одиночества

Несмотря на зыбкость терминов социологи сходятся в одном — проблема старческого одиночества в последние годы буквально захлестнула Европу.

  • Более половины мужчин европейского региона в возрасте 80 лет живут с женами, однако большинство женщин этого возраста (по крайней мере в 18 странах ЕС) живут одиноко. Вполне понятно, мужчины в семье, как правило, старше, а умирают на десять лет раньше женщин.
  • В странах Северной Европы большинство людей старше 80 живут одиноко. В странах Южной Европы одиночек меньше.
  • Только 18% жителей Евросоюза в возрасте 65+ участвуют в общественных мероприятиях
  • От 3% до 45% (почти половина!) пожилых людей из стран ЕС (в зависимости от страны и традиций) встречаются с друзьями или родственником реже одного раза в месяц. Некоторые из них вообще не имеют ни тех, ни других.
  • От 5 до 30% респондентов не имеют друзей, которые могли бы поддержать в трудную минуту.

Выделяют несколько факторов, провоцирующих одинокую жизнь

  • Возраст. Чем старше человек, тем острее проблема.
  • Удаленность от событий. Людям, живущим в сельских или дальних районах, активная жизнь в социуме бывает просто недоступна.
  • Недостаток денег, или, проще говоря, бедность, по мнению исследователей, еще один фактор риска одиночества (стоило тратить деньги на исследование, чтобы прийти к очевидному выводу!).
  • Стигматизация. Нередко люди с деменцией подвергаются остракизму, что, конечно, создает дополнительные трудности в общении.
  • Другие члены семьи. Пожилые люди, которые ухаживают за немощными родственниками просто не имеют ни сил, ни времени на открытое общение.

Понятно, что попытки вовлечь эти группы в активную жизнь, проводя «общественные мероприятия», обречены на провал. Откликаются лишь те, кому интересно. Пассивные опять остаются в стороне. Это увеличивает и без того немалый разрыв между двумя группами. Нужна взвешенная программа, основанная на строгих научных выводах. Которых как раз и нет.

Есть наблюдения и ассоциации, базы данных и статистика. Нет строгой научной платформы, на которую можно было бы опереться в разработке стратегии вовлечения. Даже такой простой показатель, как сила ощущения одиночества пожилым человеком, варьируется в зависимости от страны, традиции, семейных ролей и сплоченности местных сообществ.

Стратегии и программы

Ждать научных результатов можно долго, а делать что-то надо. И Европейский регион разрабатывает  стратегии на всех уровнях власти. Среди наиболее популярных мероприятий по социализации пожилых людей в Европе можно назвать следующие:

  • совместная повседневная деятельность – обеды, прогулки, пикники;
  • мероприятия для пожилых людей в клубах или общественных центрах;
  • совместные занятия ремеслом (гончарное дело, резка по дереву);
  • культурные мероприятия, музыка и танцы (кстати, весьма популярный досуг у пожилых людей);
  • спортивные мероприятия;
  • специальные мероприятия для представителей разных поколений (например, семинары по обмену опытом);
  • традиционные мероприятия (например, народные праздники);
  • привлечения пожилых мужчин в социальные программы по сохранению здоровья;
  • компьютерные курсы (они приобретают все большую популярность).

Инициативы по использованию современных технологий для преодоления социальной изоляции до сих пор находятся в зачаточном состоянии, тем не менее в разработке находятся три направления:

  • контакт с кол-центрами социальных учреждений,
  • удаленная связь между семьями,
  • телеконференции для общения маломобильных пожилых людей.

Еще одна область стратегии — межпоколенческие мероприятия:

- использование общих помещений (например, предоставление стариками комнат для студентов),

- мероприятия по передаче опыта (мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству),

- мероприятия в школах с привлечением пожилых людей,

- учебные мероприятия с участием разных поколений,

- волонтерская работа пожилых людей в детских садах, школах и музеях,

-  волонтерская работа, детей или молодежи в домах престарелых.

Большинство мероприятий требует специального пространства, но его выделяют в центрах дневного пребывания, в домах для престарелых или в центрах социальных услуг. Клубы для пожилых людей иногда организуются в школах, библиотеках и районных общественных центрах. Нередко места для собраний предоставляются некоммерческими или частными учреждениями при поддержке государства.

Огромную роль в жизни пожилых людей играет церковь – она является мощным стимулом вовлечения стариков в социальную жизнь.

Непрерывное обучение как фактор активного долголетия

Отличный способ вовлечь пожилых людей в активную жизнь — предоставить им возможность учиться. Данные опросов прочно ассоциируют обучение с улучшением качества жизни и психического здоровья. Правда, есть два штриха, которые ставят объективность статистики под сомнение.

1. В непрерывное обучение вовлекаются далеко не все пожилые люди. Более того, вовлеченность пенсионера в процесс учебы зависит от ряда показателей:

  • социальное положение — чем оно выше, тем больше вероятность дальнейшего образования;
  • пол — как ни странно, пожилые женщины легче соглашаются учиться «чему угодно, лишь бы учиться»;
  • достаточный уровень образования — понятно, что образованный человек охотнее идет учиться.

2.  До сих пор ни одно исследование не предоставило убедительных данных о роли непрерывного образования в улучшении качества жизни людей из групп повышенного риска (да еще в социальной изоляции).

3. Никто не объяснил механизм влияния учебы на самочувствие. Связь между обучением и психологическим здоровьем, безусловно, есть, однако непонятно, что здесь первично. Возможно, это тоже ошибка выборки: просто более психически здоровые люди охотнее участвуют в социальных программах.

Так что полностью доверять европейской статистике не стоит. Не исключено что непрерывное образование — это не причина, а следствия общего процесса социализации активных долгожителей.

Проблемы вовлечения

Впрочем, спорить и сомневаться — прерогатива специалистов. В целом польза непрерывного образования не вызывает сомнений. Но подключить пожилых людей к этому процессу, оказывается, не так просто. Существует три вида препятствий:

  1. Поведенческий фактор

Пожилые люди, неуверенные в себе, неустойчивые к жизненным трудностям, с заниженной самооценкой, как правило, сомневаются, могут ли они вообще чему-то учиться. Многие отказываются, ссылаясь на отсутствие интереса или сил: «Ну куда в моем возрасте!..» Виной тому – горький опыт пренебрежения с стороны окружающих, с которым человек сталкивался с самого детства (начиная с родителей: «…Ну что за бестолочь!»).

  1. Ситуационный фактор

Маломобильные люди, инвалиды или старики, живущие в сельских районах, редко приходят учиться, что, собственно говоря, вполне понятно — расстояния немалые, а сил нет.

  1. Проблемы межведомственного сотрудничества

Коммуникация между разными профильными ведомствами необходима для любой социальной инициативы на всех уровнях государственной системы. В образовательных программах должны объединиться системы здравоохранения, социальной защиты и, понятное дело, образовательный сектор. Пока эти структуры не научатся работать вместе, четко понимая свою область ответственности, любая программа, в том числе и образовательная, будет буксовать.

Сбалансированный охват

Таким образом, в программах непрерывного образования, как правило, участвуют люди, наделенные хорошим здоровьем, представители среднего класса, женщины и люди с достойным уровнем образования. Поэтому основные усилия должны быть сосредоточены на пенсионерах, которые не попадают в критерии «активного участника» или сталкиваются с уже известными препятствиями.

На этом постулате и базируется стратегия по созданию в Европе благоприятных условий для жизни людей старшего возраста. Многие из них либо уже реализуются, либо включены в ближайшие планы действий по всему европейскому региону.

Фото из открытых источников