Проблемы со зрением обычно начинаются после 45 лет и весьма распространены среди пожилых людей. Поэтому чем больше стареет население планеты — а эта тенденция будет только усиливаться в ближайшие десятилетия, — тем выше будет значимость проблемы возрастного ухудшения зрения как в глобальном, так и в национальных масштабах. При этом всё чаще в последние время ученые связывают проблемы со зрением и когнитивные расстройства; эта связь была выявлена в ряде долгосрочных исследований. Как зрение влияет на мозг, пока до конца не ясно.
Возможно, при ухудшении зрения возникает феномен сенсорной депривации — снижается количество и качество зрительной информации, поступающей в мозг, что в долгосрочной перспективе приводит к негативным последствиям для его работы. Возможно и то, что у проблем со зрением и у когнитивных расстройств есть одна общая причина, которую еще не выявили ученые. Так или иначе, эта тема заслуживает самого пристального внимания и более детального изучения, в том числе уточнения, какие нарушения — близорукость, дальнозоркость, их сочетание — в наибольшей степени влияют на работу мозга и помогает ли своевременная коррекция зрения предотвращать проблемы в когнитивной сфере.
Отдельные исследования этой проблемы уже проводились. В частности, сообщалось, что влияние проблем со зрением на когнитивный статус человека может зависеть от характера развивающихся нарушений: близорукость может сказываться на способности водить автомобиль или самостоятельно передвигаться на общественном транспорте, а дальнозоркость может отрицательно влиять на такие действия, как чтение, использование компьютера и смартфона, приготовление пищи. Таким образом, у каждого вида нарушения могут быть свои последствия в связи с разными ограничениями на повседневные действия человека.
В новом исследовании китайские ученые изучили долгосрочные отношения между различными типами нарушений зрения и когнитивными функциями.
Какие данные собраны
Для работы были использованы данные общенационального опроса людей старше 45 лет, проведенного в 28 провинциях Китая. Опрос проводился трижды: первоначально — в 2011 году, а затем еще дважды — в 2013 и 2015 годах. После исключения участников, по которым была собрана неполная информация, для анализа были отобраны данные более 20 тыс. человек.
Оценка зрения
Сбор информации о состоянии зрения участников проводился с помощью анкетирования. Зрение вдаль оценивалось вопросом, может ли участник видеть лицо человека на другой стороне улицы в очках или корректирующих линзах, если он их носит. Ближнее зрение оценивалось вопросом, насколько хорошо участник может читать обычную газету в очках или корректирующих линзах, если он их носит. Предлагаемые варианты ответов: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно» и «плохо». Ответ «плохо» рассматривался как свидетельствующий о проблемах со зрением; остальные ответы — как свидетельствующие об отсутствии проблем. Как полагают исследователи, такой вариант субъективной оценки имеет ряд преимуществ перед объективной аппаратной проверкой зрения, выполняемой специалистом, так как позволяет судить о действительный проблемах, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни, поэтому он более релевантен для оценки связи между проблемами со зрением и когнитивными нарушениями. Таким образом, были сформированы четыре группы участников: без нарушений зрения, с близорукостью, с дальнозоркостью, с близорукостью+дальнозоркостью.
По вопросу о частоте использования очков или корректирующих линз всех участников также разбили на две группы: тех, кто ответил, что «обычно» использует, отнесли в группу «Коррекция»(+), тех, кто ответил «иногда» или «нет», — в группу «Коррекция»(-), что позволило дополнительно разделить участников на четыре группы: «Нарушения зрения»(+)/«Коррекция»(-), «Нарушения зрения»(+)/«Коррекция»(+), «Нарушения зрения»(-)/«Коррекция»(-), «Нарушения зрения»(-)/«Коррекция»(+).
Когнитивная оценка
Когнитивные функции участников оценивался по двум показателям: эпизодическая память и общий когнитивный статус. Для оценки эпизодической память участникам зачитывали список из десяти существительных и предлагали воспроизвести его сразу после прочтения (немедленное воспроизведение), а также вспомнить тот же список слов через 4 минуты (отсроченное воспоминание). Первое отражает способность человека усваивать новую информацию, второе — его способность вспомнить усвоенную информацию. Общая оценка эпизодической памяти представляла собою сумму оценок немедленного воспроизведения и отсроченного воспоминания (возможный диапазон — от 0 до 20 баллов). Когнитивный статус оценивался с помощью опроса, который включал следующие задания: назвать дату (месяц, день, год), время года и день недели, вычитать последовательно 7 из 100 (до пяти раз), перерисовать фигуру (возможный диапазон оценки — от 0 до 11 баллов). Таким образом, суммарная оценка могла варьировать от 0 до 31 балла. Более высокий балл говорил о лучшем когнитивном состоянии участника.
Другие потенциальные факторы
С помощью анкет также были собраны демографические данные и данные, связанные со здоровьем, включая возраст, пол, образование, семейное положение, отношение к курению, потребление алкоголя, повседневную активность и хронические заболевания. По уровню образования все участники были разделены на две группы: начальная школа (или ниже) и выше начальной школы. По семейному положению также были составлены две группы: в одну вошли живущие в браке или сожительствующие, в другую — остальные (разведенные, овдовевшие, не живущие вместе). Текущий статус курения определялся по ответу «да» или «нет» на вопрос: «Курите ли Вы в настоящее время?» Употребление алкоголя оценивалось по ответу «да» или «нет» на вопрос: «Употребляли ли Вы алкоголь за последний год?». Уровень повседневной активности оценивали, спрашивая участников, испытывали ли они трудности при выполнении следующих шести повседневных действий: одевание, купание, прием пищи, использование туалета, уборка постели, контроль мочеиспускания и дефекации. Участники рассматривались как имеющие проблемы в повседневной жизни, если у них возникали проблемы хотя бы по одному из названных пунктов. Дислипидемия, диабет и проблемы с сердцем фиксировались при наличии соответствующего диагноза, поставленного врачом. Артериальная гипертензия определялась как систолическое артериальное давление >140 мм рт.ст., диастолическое артериальное давление >90 мм рт.ст. Для выявления респондентов с депрессивными симптомами использовалась шкала CES-D.
Какие результаты получены
Всего исследование охватило 20 677 участников, средний возраст — 57,9 лет, 52,1% — женщины. Большинство участников (69,2%) не высказали жалоб на проблемы со зрением. У 9,7% была диагностирована близорукость, у 12,5% — дальнозоркость и еще у 8,6% — комбинированные проблемы со зрением (всего — 31,8%). Из этих 31,8% участников, сообщивших о проблеме, лишь 6,0% отметили, что проводят коррекцию зрения, 24,8% коррекцией зрения не занимались.
Участники без нарушений зрения имели более высокие когнитивные показатели на исходном уровне, а также при последующих проверках по сравнению со всеми остальными. Люди, пожаловавшиеся в начале исследования на проблемы со зрением в любом из трех вариантов (близорукость, дальнозоркость или комбинированные проблемы), показали более заметные темпы снижения результатов при проверке эпизодической памяти и когнитивной оценке в целом по сравнению с теми, у кого проблемы со зрением отсутствовали. При этом близорукость более негативно сказывалась на изменениях когнитивного статуса участников, чем дальнозоркость. Такое различие можно объяснимо. Зрение вблизи важно для чтения и коммуникации в Интернете; это важный аспекты жизни современного человека, поэтому дальнозоркость может опосредованно оказывать негативное влияние на когнитивные функции. Однако зрение вдаль используется во многих повседневных ситуациях, оно чрезвычайно важно для внешней активности: выход из дома, посещение друзей, приглашение гостей, посещение различных заведений, путешествия. Поддержание социальных связей, общая социальная активность — важнейшие факторы когнитивного состояния человека, что было показано в многочисленных исследованиях, поэтому близорукость может оказывать более выраженное негативное влияние на когнитивный статус, чем дальнозоркость. Самые выраженные проблемы как с эпизодической памятью, так и с когнитивным статусом в целом развивались у людей с комбинированным дефицитом зрения (близорукость + дальнозоркость), что с учетом сказанного выше вполне объяснимо.
Наконец, анализ данных показал, что худшие когнитивные показатели были зафиксированы среди участников, сообщивших о проблемах со зрением, но не занимавшихся их коррекцией. Они хуже выполняли все типы когнитивных заданий, как по сравнению с участниками без жалоб на зрение, так и по сравнению с теми, кто жаловался на плохое зрение, но занимался его коррекцией. Коррекция помогала улучшать когнитивный статус (работу мозга). Этот результат согласуется с данным другого исследования, в котором использование очков для чтения служило защитным фактором против ухудшения когнитивных функций в пожилом возрасте. Известно также, что использование очков связано с уменьшением психологического стресса, усилением социального взаимодействия, уменьшением депрессивных симптомов и снижением риска появления бредовых нарушений.
Какие выводы сделаны
Проведенное исследование показало, что при нарушениях зрения наблюдается прогрессирующее когнитивное снижение (ухудшение работы мозга). Эти результаты подчеркивают необходимость регулярных офтальмологических проверок у пожилых людей для поддержания приемлемого зрения, поскольку нередко — особенно на первых порах — проблемы со зрением игнорируются. Человеку может потребоваться время, чтобы заметить у себя сенсорный дефицит, так как организм постепенно адаптируется к дефициту по мере его развития, и человек продолжает справляться с выполнением повседневных дел даже при ухудшившемся зрении. В этом случае лечение не начинается до тех пор, пока зрение не упадет значительно, что повышает уязвимость к когнитивному снижению. Другой причиной развития дефицита по негативному сценарию может стать нежелание человека носить очки из-за того, что они его «старят», «портят внешний вид».
Важный результат исследования состоит в том, что было продемонстрировано, как коррекция зрения помогает избежать когнитивного снижения и даже способствует улучшению когнитивного статуса, когда отдельные нарушения уже начались. Поэтому так важно уделять внимание зрению пожилых родственников в семье, регулярно проверять его и должным образом корректировать.
Материал подготовлен на основе научной статьи:
Cao G.-Y. et al. Vision impairment, vision correction, and cognitive decline among middle-aged and older Chinese: results from the China health and retirement longitudinal study. Aging & Mental Health. 2021; 25 (11): 2028-2035.