Многие неспециалисты разделяют мнение, что существует некий широкий возрастной диапазон, следующий за периодом созревания и продолжающийся вплоть до старения, в котором уровень интеллекта взрослого человека остается стабильным — не снижается и не повышается.
Другое распространенное представление состоит в том, что снижение с годами происходит, но очень медленно, долгое время оставаясь незаметным для самого человека и для окружающих. С позиций современной науки обе эти точки зрения одинаково ошибочны.
Интеллект человека неоднороден, в нем выделяют разные аспекты, разные механизмы. Самый простой пример дает концепция английского психолога Рэймонда Кэттелла, который предлагал различать два вида интеллекта: подвижный и кристаллизовавшийся. Первый в большей степени отвечает за усвоение новой информации, анализ непривычных ситуаций, решение незнакомых задач. Второй связан с использованием накопленного опыта в привычных, типовых ситуациях. При этом, как подчеркивает ученый, речь идет о двух связанных, но принципиально разных процессах. Показатели подвижного интеллекта (например, кратковременной памяти) достигают пика в начале взрослой жизни, после чего постепенно снижаются, тогда как показатели кристаллизовавшегося интеллекта (например, словарного запаса) достигают пика в среднем возрасте и даже позже. Впрочем, и такая картина представляется сегодня упрощенной: недавно полученные данные показывают, что сама кратковременная память тоже неоднородна и пик памяти на имена приходится на возраст 22 года, а пик памяти на лица достигается не раньше 30 лет.
Можно предположить, что разные возрастные пики для разных аспектов интеллекта, или, как их еще называют, разных когнитивных функций, связаны с тем, что в их основе лежат специфические механизмы. Их детальное изучение — важная задача для науки, так как понимание динамики возрастных когнитивных изменений позволило бы, например, оптимизировать систему непрерывного образования или методы оценки когнитивного здоровья у пожилых людей, чтобы оказывать своевременную и более эффективную помощь.
Очень интересны в этом отношении результаты исследования, проведенного Джошуа Хартшорном из Гарвардского университета и Лорой Джермин из Центра генетических исследования человека в Бостоне (Массачусетс, США). Ряд экспериментов, поставленных американскими учеными, позволили по-новому взглянуть на проблему оптимальной работы разных аспектов интеллекта.
Какие данные собраны
Первым этапом в их работе стал анализ нормативных данных, полученных при использованииз двух стандартных наборов тестов: третьего издания Шкалы интеллекта Векслера (WAIS-III), широко используемой оценки умственных способностей, и третьего издания Шкалы памяти Векслера (WMS-III), затрагивающей различные аспекты кратковременной и долговременной памяти. Ознакомиться со всеми видами заданий, которые использовались для оценки интеллекта и памяти, можно в таблице.
Название теста |
Характер задания |
Словарный запас |
Дать определения словам |
Информация |
Ответить на общие вопросы |
Понимание |
Объяснить существование известных вещей (например: Почему существует система условно-досрочного освобождения?) |
Арифметика |
Решить арифметические задачи |
Сходства |
Описать сходство парных предметов (например, вилки и ложки) |
Умственный контроль |
Воспроизвести заученный список в обычно, а затем в обратном порядке (на время) |
Обратная пространственное последовательность |
Прикосновение к кубикам в порядке, обратном предложенному экспериментатором |
Цифровая последовательность |
Повторить список цифр в прямом или обратом порядке |
Восстановление изображений |
Найти недостающую часть каждого изображения |
Расстановка изображений |
Расположить изображения в порядке, приводящем к связной истории |
Сборка объектов |
Собрать пазл |
Конструирование из блоков |
Воссоздать геометрический узор, представленный на рисунке, с помощью блоков |
Прямая пространственное последовательность |
Касаться кубиков в том же порядке, что экспериментатор |
Кодирование символов цифрами |
Записывать на скорость цифры (от 1 до 3), соответсвующие символам |
Поиск изображения |
Поиск изображения на скорость |
Буквенно-цифровые последовательности |
После просмотра смешанного списка из букв и цифр воспроизвести по памяти цифры в порядке возрастания и буквы по алфавиту |
Дополнения в матрицах |
Выполнение одного из заданий матриц Рэйвена |
Лица |
После 2-секундного предъявления нескольких лиц, отмечать в предъявляемых лицах уже виденные и новые |
Истории |
Пересказать две истории, прочитанные экспериментатором |
Пары слов |
Запомнить список, включающий пары слов, а затем воспроизводить парное слово по предъявлении слов из списка |
Семейные фото |
После просмотра сцен семейной жизни, вспомнить, какие персонажи были представлены, где они находились и что делали |
Списки слов |
После просмотра списка из 12 слов вспомнить слова в любом порядке |
Визуальное воспроизведение |
Воспроизвести комбинацию геометрических фигур после её 10-секундного просмотра |
Некоторые из названных тестов существуют в двух версиях — с повторением непосредственно после предъявления и с отсроченным воспроизведением. Суммарно две шкалы включают 30 тестов.
Проанализированная выборка составляла 3675 человек, без проблем в когнитивной сфере, в возрасте от 16 до 89 лет (по 300 участников в каждой из следующих возрастных категорий: 16–17, 18–19, 20–24, 25–29, 30–34, 35–44, 45–54, 55–64, 65–69, 70–74, 75–79 лет, 225 участников в возрасте от 80 и 84 лет; 150 участников — 85–89 лет).
Какие результаты получены
Поведенный анализ позволил получить весьма интересные результаты. На схеме хорошо видно, что Поведенный анализ позволил получить весьма интересные результаты. На схеме хорошо видно, что расцвет отдельных аспектов интеллекта происходит в разное время (см. схему).
18-19 лет. Отличительная черта этого возраста — быстрота обработки информации. Тинэйджеры по сравнению в другими возрастными группами тратят значительно меньше времени на осознание воспринимаемой информации и быстрее реагируют на неё. Однако после 20 лет скорость обработки начинает постепенно снижаться.
20-35 лет. Молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет не имеют себе равных в способности удерживать информацию в кратковременной памяти. Услышанное имя, увиденное лицо, прочитанный текст с цифрами или другими точными данными — всему этому находится место во временном хранилище, прежде чем через некоторое время будет забыто или при необходимости подкреплено и перенесено в постоянную память. Ни в одном другом возрасте человек не в состоянии держать в буфере памяти такие объемы данных. К сожалению, после 35 лет хранить новую информацию в кратковременной памяти становится сложнее.
35-45 лет. Важное преимущество этого возраста — умение сосредоточиться на выполняемой работе, контроль внимания, который позволяет отчасти компенсировать снижение скорости обработки информации и сокращение объема рабочей памяти. .
40-60 лет. Чем старше становится человек, тем слабее его подвижный интеллект, медленнее скорость обработки информации, но тем эффективнее компенсирует он это снижение богатством опыта, большим объемом знаний, лучшим пониманием ситуации. Одна из особенностей этого периода — способность распознавать внутреннее эмоциональное состояние окружающих по внешним признакам, как говорится, видеть, читать по глазам.
60-70 лет. В этом возрастном промежутке максимальных значений достигает словарный запас.
Кстати, для большей убедительности исследователи решили не ограничиваться имевшимися в их распоряжении данными и существенно дополнили их. Для обеспечения максимального охвата было решено использовать Интернет. Задания, необходимые для научного анализа, были размещены на сайтах TestMyBrain.org и GamesWithWords.org (их до сих пор можно пройти самостоятельно всем, кто владеет английским языком). Люди разных возрастов с удовольствием выполняли их и охотно делились ими в социальных сетях. В результате было протестировано большое количество добровольцев во всем мире, и ученые получили дополнительные сведения.
Сравнение результатов, собранных в лабораторных условиях и в Интернете, показало, что онлайн-данные могут быть такими же надежными, как и данные, собранные в лаборатории, с использованием традиционных методов. Результаты в целом сошлись. Получился тот же порядок возрастных пиков для разных когнитивных способностей: эффективность выполнения заданий на проверку скорости обработки информации была максимальной у самых молодых пользователей, пик объема рабочей памяти приходился приблизительно на 30 лет, а величина словарного запаса увеличивалась постепенно и достигала максимума ближе к пожилому возрасту. Пик способности распознавать эмоции по выражению лица был намного шире, чем пики для любых других задач, он стабильно поддерживался на высоком уровне в возрасте от 40 до 60 лет.
Однако и на этом исследование не завершилось. Ученым пришла в голову еще одна интересная и важная идея. Они решили сравнить результаты исследований за разные годы. Для этого были повторно проанализированы результаты для 26 850 участников, прошедших тест на словарный запас с 1974 по 2012 год. Чтобы отследить изменения во времени, данные разбили на три периода с приблизительно равным количеством участников: 1974–1987 гг. (9 155 человек), 1988–1997 гг. (8 440 человек) и 1998–2012 гг. (9 255 человек). Так было обнаружено, что со временем пик максимального словарного запаса сдвигается все ближе к пожилому возрасту, что позволяет предположить, что у каждого следующего поколения интеллектуальные функции сохраняются дольше. Ученые связывают эти изменения с тем, что физический труд постепенно вытесняется трудом умственным и всё большее число людей получают доступ к среднему и высшему образованию, расширяют свой кругозор, чт положительно сказывается на их когнитивном резерве.
Какие выводы сделаны
Анализ результатов проведенных экспериментов показал, что связанные с возрастом изменения когнитивных способностей значительно более разнородны и сложны, чем принято думать.
Ученые рекомендуют отказаться от некорректных стереотипов и признать, что не существует возраста, в котором люди достигают полного расцвета в выполнении всех когнитивных задач, или, говоря другими словами, превосходят представителей других возрастных групп во всех аспектах развития интеллекта. Более того, ни в одном возрасте нельзя достичь пика в развитии хотя бы большинства интеллектуальных способностей.
«Молодость», действительно, в интеллектуальном плане «может», то, чего не может «старость». Молодой мозг быстрее обрабатывает информацию и лучше её усваивает. Однако, как показывают эксперименты, у каждого возраста — свои интеллектуальные преимущества, и чем старше мозг, тем лучше он приспособлен компенсировать более низкую скорость работы и более скромный потенциал в решении нестандартных задач более богатым опытом и более глубоким анализом информации.
Hartshorne J.K., Germine L.T. When does cognitive functioning peak? The asynchronous rise and fall of different cognitive abilities across the life span. Psychological Science. 2015 Apr; 26 (4): 433-43. DOI: 10.1177/0956797614567339.