Содержание: [Скрыть]

Казалось бы, какая может быть связь между количеством книг, которые окружают ребенка в детстве, и тем, как он будет справляться со старением мозга в пожилом возрасте? Однако ученые всё определеннее говорят, что такая связь существует.

101

Как известно, старение может сопровождаться ухудшением памяти и замедлением мыслительных операций. Однако эти изменения очень индивидуальны: одни не уступают молодым до самых последних дней жизни, у других снижение дает о себе знать еще до выхода на пенсию. Чем определяется динамика старения мозга у разных людей? Сегодня, когда население планеты стремительно стареет, поиск ответа на этот вопрос занимает многих ученых.

За последние годы в многочисленных исследованиях было показано, что снижать риск нежелательных изменений могут некоторые особенности приобретенного человеком жизненного опыта, куда относят, например, полученное им образование или участие в общественной жизни. Считается, что эти факторы увеличивают так называемый когнитивный резерв человека, запас прочности его интеллекта. Когнитивный резерв не является постоянной величиной. Хотя в некоторой степени он обусловлен наследственностью, он также может быть усилен с помощью дополнительной стимуляции на протяжении всей жизни и особенно в раннем детском возрасте, в первые годы жизни человека, когда происходит первичное выстраивание всех основных мозговых процессов. Незначительных деталей здесь нет. Даже такие «неинтеллектуальные» показатели, как вес при рождении и рост в зрелом возрасте, оказываются, по последним данным, связаны с тем, как будет работать мозг до старости, поскольку отражают качество питания и здоровье ребенка в дополнение к его генетическим задаткам. В отдельных исследованиях показано, что на когнитивный резерв может влиять социально-экономический статус семьи, в которой родился ребенок, полученное им образование.

Какую задачу решали

Впервые о связи между размером домашней библиотеки, с одной стороны, и уровнем образования, успеваемостью и профессиональным успехом человека, с другой стороны, написали израильские ученые. По их данных, дети, которые воспитывались в семье с большой домашней библиотекой, став взрослыми, пишут более грамотно, лучше считают, лучше решают задачи, независимо от собственного уровня образования или уровня образования родителей. Это, в свою очередь, служит фундаментом для более эффективной работы мозга в пожилом возрасте.

Чтобы понять, насколько можно доверять полученным данным, недавно была проведена их дополнительная проверка, в которой использовались результаты большого международного долгосрочного исследования SHARE (сокращение от Survey of Health, Ageing and Retirement in Europe), охватывающего 27 европейских стран. Первый сбор данных в рамках названного исследования был выполнен в 2004 году, после чего данные собирали каждые два года. Для анализа была взята информация, собранная в 2011 и 2013 годах. Учитывались данные участников в возрасте от 65 лет, которые приняли участие в обоих опросах. После тщательной проверки всех условий аналитическая выборка составила 8 239 участников.

Какие данные сопоставляли

Во-первых, с помощью мини-тестов оценивалось когнитивное состояние участников. Проверялись следующие способности:

  • способность запоминать новую информацию (участникам зачитывают список из 10 слов, после чего просили вспомнить как можно больше слов из списка);
  • способность вспомнить усвоенную информацию (участникам предлагали вспомнить слова, которые они запоминали, через 10 минут после завершения первого теста);
  • способность находить нужные слова в своей долгосрочной памяти (за одну минуту участники должны были назвать как можно больше животных), здесь оценивался не только словарный запас, но и уровень контроля мыслительных процессов (регулирующая функция).

Во-вторых, участникам был задан вопрос о размере домашней библиотеки в детстве. Для ответа на вопрос использовалась 5-балльная шкала.

Вопрос: Сколько примерно книг было у вас дома, когда вам было 10 лет?
Варианты ответов:
Очень мало или совсем не было [0–10 книг].
Одна полка [11–25 книг].
Целый книжный шкаф [26–100 книг].
Два книжных шкафа [101–200 книг].
Более двух книжных шкафов [более 200 книг].

В-третьих, исследователи фиксировали следующую информацию об участниках:

  • уровень образования (относился к одной из трех категорий: низкий, средний, высокий);
  • рост, вес, индекс массы тела;
  • хронические заболевания;
  • общая самооценка здоровья по шкале от 1 до 5;
  • уровень физической активности (умеренные или высокие физические нагрузки менее одного раза в неделю, один раз в неделю, более одного раза в неделю);
  • текущее финансовое состояние (самооценка по шкале от 1 (едва свожу концы с концами) до 4 (хорошо обеспечен));
  • отношение к курению;
  • семейное положение;
  • депрессия по шкале Euro-D.

Далее на основе статистических моделей оценивалась связь между размером домашней библиотеки и результатами когнитивных тестов, а также проверялось влияние других факторов на эту связь.

Какие результаты были получены

Средний возраст участников составил 73 года. Женщин было несколько больше, чем мужчин (55 % / 45 %). Большинство участников сообщили, что у них в детстве были книги, которых «хватило бы на одну полку (11–25 книг)».

Когда ученые сопоставили результаты тестирования с информацией о количестве книг в домашней библиотеке, окружавших человека в детстве, они обнаружили статистически значимую связь между этими данными. Те, кто рос среди книг, в среднем значительно лучше запоминали информацию, лучше её воспроизводили и лучше подбирали нужные слова. Примечательно, что результат не зависел от возраста, пола, уровня образования и страны проживания участников. Остался он неизменным и после того, как ученые скорректировали данные с поправкой на здоровье, образ жизни и финансовые факторы. Большая домашняя библиотека в детстве также была связана с более медленным снижением перечисленных когнитивных способностей при сравнении результатов, показанных с интервалом в два года.

Отмечается также, что влияние размера домашней библиотеки на когнитивный статус пожилых людей проявляется сильнее в возрасте до 80 лет. После 80 лет влияние этого фактора начинает сглаживаться, что может объясняться усилением негативных возрастных факторов, компенсировать влияние которых становится сложнее.

О чем говорят полученные результаты

Как считают сами авторы исследования, полученные ими результаты подчеркивают долгосрочный, сохраняющийся на протяжении десятилетий, вклад домашних библиотек в улучшение когнитивного здоровья и замедление старения мозга.

Позитивное влияние домашних библиотек может иметь разное объяснение. Во-первых, дети, которым прививают любовь к чтению, более активно развивают у себя языковую способность, а для современного человека языковая способность является важным фактором развития всех других аспектов познавательной активности, включая память и пространственную ориентацию. Даже когда в пожилом возрасте у человека развивается мозговая патология, люди с более развитой языковой способностью проявляют к ней лучшую устойчивость. Это позволяет говорить о развитой языковой способности как о важной составляющей когнитивного резерва. Доступность книг в раннем детстве развивает языковую способность, что, в свою очередь, увеличивает когнитивный резерв и приводит к улучшению когнитивных функций и более медленному их снижению в старости.

Во-вторых, дети, выросшие в доме с большой домашней библиотекой и развивавшие у себя лучшие навыки чтения и осмысления прочитанного, закладывают основы для лучшей успеваемости в школе, что может влиять на выбор дальнейшей профессиональной деятельности и опосредованно способствовать укреплению когнитивного резерва за счет постоянной интеллектуальной активности на протяжении всей жизни. Этот механизм не противоречит первому и может его подкреплять.

В-третьих, размер библиотеки может говорить склонности к чтению и интеллектуальной деятельности у родителей, собравших эту библиотеку. Разумеется, в этом случае более высокие результаты их детей могут свидетельствовать об унаследованных способностях. Поэтому исключать роль генетических факторов в объяснении полученных результатов было бы неправильно.

Какие выводы можно сделать

Среди специалистов давно крепнет мнение, что когнитивное здоровье человека в пожилом возрасте начинается формироваться с момента его зачатия. Это исследование показало, что ребенок, окруженный книгами, с возрастом демонстрирует лучшие когнитивные способности по сравнению с теми, в чьем доме книг было мало. У него более медленно происходит возрастное снижение когнитивных функций в пожилом возрасте, независимо от образования и факторов жизненного цикла, таких как здоровье, образ жизни и социально-экономические показатели.

Поскольку выборка участников была большой и разнообразной (27 стран), можно говорить об универсальности выявленных учеными закономерностей.

Впрочем, остается вопрос. Современные люди всё чаще используют для чтения вместо печатных материалов цифровые. Может ли виртуальная библиотека в компьютере стать адекватной заменой книгам на полке — это вопрос, на который еще предстоит найти ответ.

Источник: Weinstein G. et al. Book-Oriented Environment in Childhood and Current Cognitive Performance among Old-Aged Europeans. Dementia and Geriatric Cognitive Disorders. 2021; 50: 274–282. DOI: 10.1159/000518129.