Наверное, для пациентов и их родственников, страшнее операционной может быть только реанимация. К такому опыту сложно морально подготовиться заранее, а порой перевод туда и вовсе становится полной неожиданностью. Даже если пациент попадает в реанимацию для банального послеоперационного наблюдения, для него это может быть психологически травмирующий опыт. По статистике, у 30% пациентов после выписки из отделения реанимации и интенсивной терапии наблюдается депрессия, повышенная тревожность или когнитивные расстройства. А это однозначно плохие спутники на пути к выздоровлению.

0e

Почему так происходит

  1. В реанимации человек ограничен в передвижениях. Он не может свободно встать, пройтись, выйти за пределы палаты или самостоятельно сходить в туалет.
  2. Он постоянно видит перед собой одни и те же стены, белые халаты и неопределенные лица в медицинских масках.
  3. Как правило, он подключен к различным приборам для непрерывного мониторинга показателей здоровья и жизнеобеспечения. Эти приборы издают звуковые и световые сигналы, от которых человек элементарно устает, испытывает раздражение или стресс.
  4. Психологический и физический дискомфорт могут причинять катетеры, зонды и капельницы.
  5. Пациент здесь ограничен в общении. Не всегда есть возможность пообщаться с соседом или задать интересующий вопрос персоналу.
  6. Пациент всегда на виду. А побыть в одиночестве порой необходимо даже самым общительным из нас. Особенно в стрессовой ситуации. Опять же пациенты, как правило, лежат в реанимации обнаженными или в больничной рубашке. Не многие к этому привыкли в обычной жизни.
  7. В современном мире мы получаем информацию из десятков источников. Мы живем в постоянном фоновом шуме. Поэтому, оказываясь даже в недолгой изоляции, большинству людей становится дискомфортно от невозможности узнавать новости, получать сообщения от родных и знакомых, смотреть привычный сериал или вернуться к любимой книге.

Не так страшна реанимация…

Не думайте, что медицинский персонал не понимает всех этих проблем. Для медиков важнее всего, чтобы их пациенты как можно скорее покинули реанимацию, ушли домой своими ногами и в хорошем расположении духа. А значит, они заинтересованы в том, чтобы человеку было как можно комфортнее под их присмотром.

Понимая важность хорошего психоэмоционального состояния и позитивного настроя, в последние годы отечественная медицина сделала огромный шаг навстречу людям, и продолжает двигаться в сторону более гуманного ведения реанимационных пациентов. Например, в 2019 году правительством РФ был подписал закон о праве родных и близких посещать больного в реанимации. Благодаря этому решению многие пациенты получили возможность видеться с близкими в трудный период своей жизни, делиться эмоциями и страхами. А родственники получили возможность самостоятельно заботиться о своих родных людях и оперативно получать информацию о состоянии их здоровья. К сожалению, пандемия COVID-19 и сюда внесла свои коррективы. Сейчас посещения родственниками запрещены из-за эпидемиологических соображений. Надеемся, что ситуация в скором времени изменится и посещения снова разрешат.

О мобильных телефонах и многом другом

Зато появились и продолжают появляться другие полезные нововведения, о которых нам рассказал заведующий отделением анестезиологии и реанимации РГНКЦ, врач анестезиолог-реаниматолог высшей квалификации Евгения Викторович Прусов.

075“Чтобы избавить пациента от лишних световых и звуковых раздражителей, ему необходимо создать максимально индивидуальное пространство. Даже в тех палатах, которые рассчитаны на нескольких пациентов, можно оградить койки друг от друга специальной шторой или ширмой. Естественно, мы стараемся соблюдать и гендерный принцип, класть вместе пациентов одного пола. Можно пользоваться берушами или маской для сна. Если состояние пациента стабильное, мы даже можем выключить рядом с ним свет.

Конечно, дежурная медсестра должна видеть пациента. Но в некоторых случаях, и если его состояние здоровья позволяет, мы можем закрыть его чуть больше, дать возможность без свидетелей сходить в туалет, почитать книжку или поговорить по телефону. А можем и наоборот, открыть ширму, чтобы соседи по палате пообщались друг с другом. И это тоже часть создания благоприятной среды пребывания.

При этом мы постоянно следим за мониторами, так как они передают сигналы на центральную станцию. Нам уже не надо для осуществления этого контроля подходить к каждой койке.

Для многих пациентов важна ранняя активизация. Сейчас она начинается в реанимации. К пациенту приходит врач лечебной физкультуры или медицинский реабилитолог, проводит сеанс гимнастики, массажа. Учит пациента самостоятельным упражнениям. Например, после некоторых операций рекомендуется начинать ходить как можно раньше. Сейчас для этого не надо ждать перевода в стационар, можно начинать уже у нас в отделении. Это тоже способствует выздоровлению.

Раньше не разрешено было пользоваться мобильными телефонами. Сейчас такого запрета нет. Мы больше не боимся, что гаджеты помешают работе врачей или аппаратуры. Наши пациенты могут пообщаться с родными, посидеть в социальных сетях, почитать новости. Если, конечно, им позволяет состояние здоровья. От этого спокойнее и пациенту, и родственникам.

Единственное, чего опасаются медики, это того, что пациенты могут передавать неверную информацию о своем здоровье или проводимом лечении. Но я вижу решение в налаживании контакта с больным, в организации качественной медицинской помощи и хорошем уходе. Тогда и неправильной информации станет меньше.

Еще хочу отметить такой важный момент, как нормы общения с пациентами. Как-то так у нас в стране сложилась традиция обезличивать пациентов, называть по диагнозу или по номеру койки. А во время обходов упоминать человека в третьем лице. Согласитесь, это достаточно некомфортно. 

У нас принято с самого начала лечения обращаться по имени-отчеству. В нашем отделении на каждой койке есть табличка с полным именем. Во время обхода лечащий врач включает человека в процесс, задает вопросы, интересуется мнением. Конечно, в других больницах есть огромные реанимации, там пациентов много и они лежат непродолжительное время. Персонал там обычно перегружен, сложно всех запомнить. Но даже такие мелочи, как обращение по имени, повышают качество пребывания в реанимации. Поверьте моему опыту, с таким отношением к больным и врачу будет приятнее работать.

Да и вообще коммуникация важна. Все-таки персонал в реанимации работает круглые сутки, и работа эта сложная и ответственная. Если мешают чьи-то разговоры по телефону, всегда можно об этом сказать, попросить говорить потише. Обычно ведь люди все понимают, особенно если просить и объяснять спокойно”.

Находить компромисс

К сожалению, на данный момент не во всех реанимациях страны существует такая открытая среда. Пока что это только рекомендации, законодательно они никак не закреплены. Пациент, пребывающий в реанимации, становится крайне уязвимым. Поэтому мы советуем нашим читателям: если есть вероятность попасть в реанимацию больше, чем на одну ночь, лучше заранее узнать у врача, какие там действуют правила, подготовиться самим и подготовить родственников.

Не забывайте, что пациент и его благополучие для медиков - не пустой звук. Поэтому важно находить компромисс - озвучивать персоналу свои потребности, но и понимать, что не все и не всегда в реанимации разрешено. И ограничения эти введены не из-за вредности врачей, а во благо больного.

Фото из открытых источников