Влияние музыки на эмоции человека — факт, известный с давных пор. Независимо от уровня музыкального образования и собственных музыкальных талантов, люди чувствуют музыку.
Автор картины: Мариус ван Доккум
Ученые выяснили, что музыка воздействует на особые центры в нашем мозге, в том числе относящиеся к системе вознаграждения, вызывая выброс различных нейротрансмиттеров и гормонов. После музыкальных занятий отмечаются изменения уровня мелатонина, норэпинефрина, адреналина, серотонина и пролактина. Более глубокое понимание механизмов работы головного мозга, а также исследования в области психотерапии и нейропсихологии позволяют создать на основе воздействия музыкой научно обоснованный, эффективный и относительно безопасный метод лечения ряда заболеваний. Сегодня музыку используют для снятия стресса и облегчения боли, для повышения резервных возможностей организма и коррекции психосоматических расстройств.
В России музыкальная терапия получила официальная признание в 2003 году, когда Минздрав России утвердил пособие для врачей «Методы музыкальной терапии». Сейчас в стране работают несколько ассоциаций, занимающихся обучением по этой специальности, а в Музыкальной академии имени Гнесиных несколько лет назад было открыто направление «музыкальная реабилитация».
Одним из важных аспектов использования музыкальной терапии стала работа с пожилыми людьми. Здесь сформированы разные подходы для улучшения общего состояния пациентов. В отдельных случаях используются активные занятия, вовлекающие участников в разные способы музицирования, однако гораздо большее распространение получили пассивные методы, предполагающие прослушивание музыки, белого шума и звуков природы— как правило, для расслабления или улучшения настроения. Например, ученые из США обнаружили, что прослушивание музыки во время обеда приводило к тому, что постояльцы домов престарелых потребляли на 20% больше калорий, а в Израиле — тоже в домах престарелых —выяснили, что музыка положительно влияет на людей, склонных к немотивированному крику. Это позволяло отменять седативные препараты (лекарства с вредными для пожилых людей побочными действиями), заменяя их на сеансы лечения музыкой.
Уже известно, что музыка, подобранная с учетом индивидуальных предпочтений, может оказывать успокаивающее действие на пациентов с болезнью Альцгеймера, она снижает их склонность к блужданию, улучшает настроение, повышает коммуникабельность. Кроме того, прослушанная музыка может на короткое стать ключом к отдельным воспоминаниям, которые, казалось, были утрачены навсегда, а также улучшать речь, навыки восприятия и мышления. Многочисленные данные о пользе музыкальной терапии можно найти на страницах издаваемого в Оксфорде специализированного журнала Journal of Music Therapy.
Недавно в другом медицинском журнале — журнале Американского общества гериатров — было опубликовано исследование, посвященное музыкальной терапии при когнитивных нарушениях. В нем проведен систематический обзор научных статей, в которых изучалось влияние активных занятий музыкой, предполагающих вовлечение участников в разучивание песен, пение (индивидуальное или хоровое), игру на музыкальном инструменте или специальные упражнения, связанные с извлечением звуков.
Какие данные были проанализированы
Авторы отобрали для обобщающего анализа те статьи, в которых исследовалось влияние активного музицирования на людей старше 65 лет, страдающих от нарушений памяти и других когнитивных нарушений разной степени тяжести (за исключением тяжелой деменции). В качестве положительного результата рассматривались не только улучшения в когнитивной сфере, но и нормализация эмоционального состояния, улучшение качества жизни, а также повышение социальной активности участников. Были проанализированы научные статьи, опубликованные в англоязычных журналах с 2000 по 2021 год. В итоге из 351 текста, использованного в первичной оценке, для систематического обзора было использовано 21 наиболее качественное исследование, а девять исследований были включены в статистическую модель для обобщающего анализа. Общее число участников в отобранных исследованиях составило 1472 человека (средний возраст — от 69 до 88 лет).
В целом, сопоставление данных было сопряжено с серьезными сложностями, так как форматы занятий, использованных в разных исследованиях, очень различались между собой. Продолжительность курсов музыкальной терапии колебалась от четырех до сорока недель. Их интенсивность варьировала от одного до пяти сеансов в неделю. Отличалась и длительность сеансов: от 30 минут до 2 часов. Далеко не всегда занятия проводили специально обученные музыкальные терапевты: в одних случаях это были психологи с музыкальным образованием, в других — эрготерапевты, в третьих — профессиональные музыканты. Различались занятия и по содержанию. В 17 исследованиях использовались задания на воспроизведение музыкальных фрагментов с помощью пения или игры на инструментах, в 10 использовалась импровизация, в шести отрабатывались различные движения. Были отдельные исследования, в которых развивалось воображение участников, проводились тренировки дыхания, использовались упражнения на внимание (например, участники должны были хлопать в ладоши, когда слышали барабан, но воздерживаться от хлопка, когда барабанам предшествовали тарелки).
Очень разные критерии использовали авторы проанализированных исследований для оценки полученных результатов. В большинстве случаев оценивалось влияние музыки на общий когнитивный статус. В отдельных исследованиях изучалось воздействие на эмоциональное состояние участников (чаще всего измерялся уровень депрессии или тревожности), на качество их жизни. В двух исследованиях использовалась шкала оценки круга общения Люббена.
При всех различиях это были исследования довольно высокого уровня надежности, так как показатели участников, активно занимавшихся музыкальной терапией, сопоставлялись с контрольной группой, что в случае обнаружения связи между занятиями музыкой и состоянием людей позволяло интерпретировать её как причинно-следственную.
Какие результаты были получены
Из 21 исследования девять наиболее надёжных и близких по методологии (в общей сложности они охватывали 495 участников) были использованы для создания общей модели влияния музыкальной терапии на когнитивный статус пожилых людей. Использование этой модели позволило выяснить, что активные занятия музыкой положительно сказывались на состоянии людей с когнитивными нарушениями по сравнению с теми, кто не участвовал в подобных занятиях. Был продемонстрирован небольшой, но клинически значимый эффект от участия в музотерапии. В этом состоит важнейший результат исследования, и он имеет большое значение для пожилых людей с когнитивными нарушениями, ухаживающих за ними членов семьи, врачей и специалистов, занимающихся оздоровительными программами. Теперь есть основания включать в программы музыкальной терапии активные занятия с пением и музицированием.
Другой важный результат — влияние музыки на качество жизни и настроение участников. Из шести исследований, в которых оценивалось качество жизни, четыре показали положительные результаты. Причем в одном из исследований музыка не оказала положительного влияния на качество жизни по сравнению с физическими упражнениями. Этот результат вполне объясним, так как занятия физкультурой тоже являются проверенным методом, позволяющим улучшить состояние людей, живущих с когнитивным нарушениями. Продемонстрированное авторами положительное влияние музыки на качество жизни и настроение — еще один аргумент для использования музыкальной терапии. К сожалению, не совсем пока ясно, насколько значимым может быть влияние музыкальной терапии на коррекцию депрессивного расстройства. Сопоставление данных показало, что воспроизведение музыки в пении или в игре на музыкальном инструменте, а также музыкальные импровизации могут быть более эффективны, чем простое прослушивание, однако потребуются дополнительные исследования, чтобы в этом вопросе было больше определенности. Также необходимы дополнительные исследования, чтобы оценить влияние музыки на уровень тревожности пациентов.
Какие выводы были сделаны
Учитывая растущее распространение деменции во всем мире и весьма ограниченные возможности медикаментозной помощи, сегодня крайне важно находить доступные и безопасные меры для поддержки пациентов и их семей. Главное, что мы узнали из обзора научной литературы, посвященной влиянию активных музыкальных занятий, — это то, что они могут оказывать положительное влияние на когнитивные функции тех людей, которые столкнулись с их снижением. При этом, согласно полученным данным, такие занятия могут быть эффективны как при легких нарушениях, так и при более тяжелых — вплоть до деменции. Разумеется, в случае деменции речь идет не о полном и окончательном излечении сложных болезней, которые к ней ведут, а об улучшении состояния, причем не только когнитивного. Пение и игра на музыкальных инструментах, а также другие активные занятия с использованием музыки положительно влияют на настроение и качество жизни человека. Авторы исследования считают, что разработка дополнительных методов музыкальной поддержки пожилых людей с когнитивными нарушениями, создание специальных программ, использующих занятия музыкой, могут оказать существенную поддержку миллионам людей. При этом предлагается разрабатывать методы музыкального воздействия в междисциплинарных командах — с участием неврологов, психиатров, психологов, эрготерапевтов, музыкантов. Кроме того, чтобы лучше понять влияние различных видов музыкального воздействия, при разработке метода следует уточнять уровень активного участия пациента.
Источник: Dorris J.L. et al. Effects of music participation for mild cognitive impairment and dementia: A systematic review and meta-analysis. Journal of the AmericanGeriatricsSociety. 2021 Sep; 69 (9): 2659-2667. DOI: 10.1111/jgs.17208.