О пользе музыки сказано очень много. Знания эти уходят корнями в глубь веков. Еще греческий ученый и философ Пифагор отмечал положительное влияние музыки на физическое и психологическое состояние человека. Музыка стимулирует настроение, эмоции и чувства, побуждает к действию, помогает справиться с трудными периодами жизни. И наоборот, музыка с нами тогда, когда мы счастливы. Музыка с нами всегда!

Не удивительно, что ее целебные свойства обрели жизнь в новом направлении – музыкальной терапии. Музыка помогает справляться с такими состояниями, как депрессия, деменция, психическими заболеваниями. Музыкальные терапевты способствуют реабилитации после инсультов, восстановлению после операции или преодолению серьезной болезни. Музыкотерапия актуальна там, где нарушена когнитивная функция и не поможет разговор. Практикующие музыкотерапевты уверены, что правильно подобранные мелодии – это средство для работы с памятью и бессознательным. Музыка структурирует процессы мышления. Это самый быстрый путь к пробуждению воспоминаний. При этом музыкотерапия универсальна, ее можно применять как с детьми, так и с пожилыми людьми.

tNUО том, что такое музыкальная терапия, мы поговорили с Марией Пакош, соавтором проекта “МузНИИ” (Музыкальная научно-исследовательская инициатива) и руководителем секции по работе со старшим возрастом в Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов.

Что такое музыкальная терапия?

Это использование музыки и музыкальных средств для поддержания и улучшения физического и психологического здоровья, когнитивных способностей и душевного равновесия. Это когда музыка используется для немузыкальных задач. Мы не преподносим ее, как искусство. Наша цель – при помощи музыки пообщаться с человеком. Если в силу когнитивных изменений человек не воспринимает речь, на музыку он, скорее всего, отреагирует. С помощью музыки мы можем пригласить человека повзаимодействовать с нами. Тот, кто не может говорить, сможет подпевать. В этом нам помогают составляющие музыки: ритм, темп, тональность, тембр и т.д.

Звуки природы или музыка для релаксации – это тоже музыкотерапия?

Не всё, что называют музыкальной терапией, ею является. Например, если прошел концерт, который впечатлил зрителей, вызвал эмоции – это не музыкальная терапия с точки зрения понятийной категории, потому что цель – музыка, ее дарение через самовыражение артиста. Или подборки звуков и мелодий “Для сна”, “От стресса” и т.д. тоже не музыкальная терапия. Потому что все-таки в нашей области нет решений, которые одинаково хороши для всех. Надо учитывать феномен личности. Одному человеку приятны одни звуки, а у другого они могут вызвать неприятные эмоции, воспоминания и иную физиологическую реакцию.

Конечно, есть определенные закономерности, которые мы используем. Какие-то тембры, темпы и звуки работают, условно, с дыханием, другие хороши для физической активности. Но все равно надо учитывать индивидуальные особенности человека, на которого это направлено. Так будет корректно с позиции музыкального терапевта.

Как появилось это направление?

Еще в Библии описано, как пастух Давид играл Саулу на гуслях для душевного успокоения, так как царя «тревожил злой дух». Но научная категория «музыкальная терапия» берет начало, скорее всего, в США и Европе. По крайней мере там эти знания впервые систематизировали. Была практика приглашать в госпитали музыкантов. И врачи заметили, что на фоне такого подхода пациенты быстрее восстанавливались, у них было лучше психоэмоциональное состояние. Тогда начали обучать музыкантов, давать им знания по психологии, физиологии и психопатологии человека. Чтобы они могли работать с пациентами более осознанно.

В России тоже были работы, посвященные влиянию музыки на человека. В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.М. Догель, И.Р. Тарханов приводили данные о благотворном влиянии музыки на дыхание, кровообращение и нервную систему. Опять же, в нашей стране существовала культура народного пения, музыка присутствовала во всех сезонах и ритмах жизни. То есть народная музыка была сама по себе очень терапевтичной.

Современный музыкотерапевт – он кто?

Зависит от того, где специалист работает. Если он работает в медицине, вхож в команду врачей, то он должен обладать клиническим мышлением, базовыми медицинскими знаниями, понимать, что происходит с пациентом. Есть музыкальная терапия в педагогике. Это использование музыки в школах и дошкольных учреждениях, в том числе при конфликтных ситуациях. Если специалист работает в коррекционном образовании, надо иметь не только педагогические и психологические навыки, но и медицинские знания. В музыкальную терапию люди приходят чаще всего из той области, где они работали до этого. Например, наша команда “МузНИИ” специализируется на работе с пожилыми людьми

Терапевт должен быть музыкантом?

Он должен владеть навыком игры на каком-нибудь инструменте, уметь импровизировать с инструментом и музыкальным материалом, работать голосом. То есть у музыкотерапевта точно должны быть базовые музыкальные знания. Музыканту его профессионализм может иногда даже мешать. Ведь в терапии главное музыкальное выражение его группы или пациента. И еще, в музыкальной терапии не важна идеальность исполнения, скорее нужна естественность, «народность», если так угодно. Музыканту здесь может быть трудно, хотя в российском сообществе музыкальных терапевтов многие пришли из музыки в терапию и это распространено во всем мире. Проще говоря, музыкотерапевту надо уметь хотя бы на элементарном уровне поддержать музыку и все музыкальное в человеке и привлечь «музыку для человека» и его нужд - поддерживать темп, ритм, отражать, ускорять или замедлять, в зависимости от задач. Не должно быть страха петь, даже если он поет неидеально. Хотя есть установка, что базовый инструмент музыкального терапевта, в зависимости от разных школ, это либо гитара, либо лира, и всегда голос. В нашей команде “МузНИИ” Юлия Щербакова, например, играет на укулеле в работе с группой, Юлия Гуца – на флейте. А я играю на гитаре и пианино. И мы уверенно владеем голосом. То есть в своей практике опираемся музыкально на это.

Какие инструменты подходят для терапии, а какие нет?

В нашей стране для людей старшего возраста, например, привычнее аккордеон и гитара. Если мы видим человека другой народности, скорее всего, в работе с ним, может быть адекватно использование звуков его народного инструмента. Есть подходы, которые говорят, что незаменимы струнные инструменты, лира, гротта (упрощенная и немного более резонирующая к телу виолончель). Они безопасны, создают гармонию и чувство близости. А вот фортепьяно, наоборот, выстраивает некоторую дистанцию, хотя в терапии вполне успешно используют и его. Надо отталкиваться от целей сеанса терапии, а инструмент идет как приложение, которое мы применяем для достижения цели.

Расскажите о работе “МузНИИ”

“МузНИИ” – это команда, где каждый имеет опыт работы с музыкой, пожилыми людьми, или организацией мероприятий, связанных с музыкой. Например, есть у нас Ирина Алимова, профессиональный организатор концертов и других крупных культурных мероприятий. Сейчас наша основная деятельность – разработка индивидуальных плейлистов, которые обладают терапевтическим эффектом. Используем песни, и делаем к ним небольшое текстовое сопровождение, связанное с воспоминаниями и историей жизни человека через эти песни. Такой плейлист можно заказать в подарок на праздник, юбилей. И для постоянного прослушивания, если человек пребывает в депрессии, у него деменция или другие психологические и когнитивные проблемы.

По аналогии с плейлистами мы делаем домашние терапевтические концерты. Идея их такая же – связать музыку с воспоминаниями. Это так называемая терапия воспоминаний и частичное терапевтическое использование музыки. Сейчас этот метод широко применяется в гериатрии. Такая терапия помогает человеку вновь обрести свое “Я”, вспомнить свои достижения, найти ресурсы жить дальше. Зная, как неврологически влияет музыка, мы структурируем это в домашний концерт или плейлист, чтобы человек не устал от прослушивания, а получил пользу.

Раньше мы работали с группами пожилых людей в пансионатах и специальных центрах, в программах реабилитации. В группе мы тоже отталкивались от биографий людей и отслеживали их реакции, вели наблюдения. Потому что тогда мы работали в связке с врачами, которые по каждому пациенту ставили нам задачи.

Как появилась идея создания плейлистов в подарок?

Первый опыт был у меня, когда я готовила юбилей папы в ресторане. Я решила подарить ему музыку, и поговорив с нашими родственниками, с его друзьями и коллегами, собрала плейлист значимых для него песен. Эффект был, на мой взгляд, просто отличный! Мой муж Андрей и коллега и друг Наталья Семина предложили собрать команду и подумать, как можно осмыслить этот опыт. Мы подумали с друзьями, как совместить этот новый опыт и наш опыт работы с деменцией. И придумали “МузНИИ”. Мы предлагаем людям чуть более осознанно относится к музыке. Совместное прослушивание наших плейлистов очень позитивно отражается на общем настроении семьи, сближает людей.

Как происходит работа над плейлистом?

Разговариваем с родственниками. Узнаем, какие у пожилого человека были ключевые события в жизни, к каким воспоминаниям он чаще всего возвращается, и думаем, какая музыка может быть с этим связана. Потом узнаем, под какую музыку человек захотел бы петь или танцевать, ведь пение и танец очень полезны. Для многих родственников сам факт такого опроса носит психотерапевтический характер, помогает иначе воспринимать и лучше понять пожилого члена семьи.

Как люди реагируют на музыкальную терапию?

Например, был человек с деменцией, для которого мы составляли плейлист. Он тяжело соглашался на зарядку и на гигиенические процедуры. Но когда эти все процедуры начали делать под наш плейлист, процесс пошел легче. Включали музыку дважды в неделю, иногда чаще. Еще в 90-е годы гериатры отметили, что агрессия и другие непростые для окружающих реакции во время мытья пациента с деменцией снизились примерно на 63% после использования лично значимой музыки в течение одной недели. И сейчас сотрудники гериатрических отделений, домов престарелых говорят, что после занятий музыкотерапией, с пациентами легче работать.

И еще хочу поделиться одним случаем своей коллеги, соавтора нашего проекта, Юлии Гуцы. У нее была пациентка с деменцией, которая всю свою жизнь до деменции рисовала, это было делом всей ее жизни, она все выражала через рисунок. Но в какой-то момент она категорически отказалась рисовать. Мы не знали, надо ли ей возвращаться к этому занятию, да нам и не ставили такую задачу, но сам факт беспокоил ее дочь. И тогда Юлия придумала озвучивать картины при помощи инструментов и голоса. И через несколько сеансов пациентка попросила дать ей бумагу и краски.

Не навреди!

Музыка – мощный и интересный инструмент, но его надо правильно использовать. Прослушивание любимой музыки, это как съесть шоколадку или позаниматься спортом – потом обязательно будет выброс гормонов счастья. Но можно и эмоционально травмировать, если ошибиться с выбором материала. Для разных людей одна и та же песня может быть связана как с радостными событиями, так и с личной драмой. И совершенно не важно, грустной или веселой считается эта песня с музыкальной точки зрения.

Для музыкотерапевта работает такое же правило, как и для врача - “На навреди”. История и личный опыт пациента, его переживания - важная составляющая часть работы этого специалиста. Умение читать реакции тела, эмоции во время сеансов помогают отслеживать негативные реакции. Но польза от таких занятий однозначно не вызывает никаких сомнений. Неспроста музыка все чаще и чаще звучит в гериатрических центрах, пансионатах, социальных учреждениях, роддомах и школах. Пусть музыка звучит в вашем доме и в вашем сердце. А если хотите чуть больше узнать об этом, о себе самом или своем пожилом родственнике, пригласите музыкального терапевта.

yaa

Фото из архива Марии Пакош