Обмануть пожилого человека ненамного сложнее, чем маленького ребенка. Доверчивость – слабая сторона преклонного возраста, и «охотники» безжалостно этим пользуются.
Как сообщил заместитель начальника Следственного департамента МВД России Данил Филиппов, за 11 месяцев 2021 года телефонные мошенники украли у россиян 45 млрд рублей. 15 % потерпевших были люди пенсионного возраста. Примечательно, что все они добровольно сообщали преступникам коды и пароли.
Запугивания и запреты? Так не пойдет
Родные и близкие стараются уберечь своих стариков от аферистов, ограничивая доступ к ним чужаков и рассказывая о новых способах мошенничества. Но запугиваниями или иными жесткими мерами можно сделать только хуже. Запрет разговаривать с незнакомцами точно не сработает, ведь пожилой человек больше, чем кто-либо, нуждается в живом общении. Отбирать мобильный телефон – тоже не вариант…
Но что же тогда делать? Ведь не у всех есть возможность постоянно находиться рядом с возрастными родителями. На самом деле, разъяснительную работу вести надо, но только правильно. Лучше всего в интересной форме рассказывать о «зонах риска», то есть о том, где и как мошенники подлавливают своих жертв. Обычно пожилые внимательно к этому прислушиваются, и на какое-то время обретают безопасность.
Надавать бы по этим «золотым ручкам»
Но вот беда: телефонные воры сильны на выдумку и изворотливы. Они работают «не покладая рук», целыми группами, владеют основами психологии и даром убеждения, имеют в распоряжении современную технику. Одним словом, методы мошеннических схем постоянно множатся и обновляются, и потенциальные жертвы не успевают о них узнать! Кроме того, аферисты умеют добираться до клиентских баз банков и «вычислять» счета пенсионеров, а узнать контакт будущей жертвы для них вообще дело «плевое».
Защитить своего пожилого родителя от дистанционных воровских атак можно. Полиция советует для начала просто осложнять преступникам работу, не давать добраться до пенсионера и его денег. Ниже мы расскажем, как помешать жуликам вступить в контакт с вашим пожилым родственником, и как заранее создать условия для быстрой поимки воров, если это всё-таки случится.
Осторожно, SMS
Пожилые люди очень серьезно относятся ко входящим смс. Чаще всего им приходят сообщения вроде таких: «вам ошибочно перечислены деньги»; «ваш счет в банке пытались взломать», «ваша карта заблокирована», «вам одобрен кредит», «вам начислена выплата», «вы выиграли в лотерею» и т.д. и т.п. И всё сводится к тому, чтобы человек отправил обратное смс с кодом или данные своей банковской карты.
Блокировать входящие смс в телефоне дедушки или бабушки ни в коем случае нельзя, так как среди них бывают и полезные, и даже очень важные. Зато можно купить новую «симку» у мобильного оператора и привязать банковскую карту родственника к этому номеру. Но надо будет либо завести для этого отдельный гаджет и положить его подальше, либо настроить телефон пенсионера так, чтобы смс поступали на оба номера, а ответные можно было отправлять лишь с того, что к банковской карте не привязан.
«Ваш внук совершил ДТП»
Еще больше выдумки мошенники проявляют в телефонных звонках. Там в основном избитое: «бабушка, я попал в беду, нужны деньги откупиться», «это служба безопасности банка, с вашей карты хотят снять деньги. Отменить операцию?».
А то позвонят прямо из «полиции» и попросят взятку за сына/внука, который сбил пешехода, и теперь надо «дать», чтобы не открывали уголовное дело. Или из «собеса», «пенсионного фонда», «горсовета», «госуслуг» – с темой о том, что пенсионеру «упали с неба» какие-то большие деньги, но сначала надо оплатить комиссию за их перевод. А чего уж говорить обо всяких «беспроигрышных лотереях»!
И всем им, конечно же, надо будет назвать данные карты или просто перевести денежку «прямо по телефону». Во всех случаях понадобится CVV – маленький трехзначный код на оборотной стороне карточки.
Вот его никому никогда нельзя называть. А если ваш родитель может забыть про это, лучше записать этот код где-нибудь у себя, а на карте просто соскрести его. Это будет гарантией того, ваши папа или мама не переведут деньги неизвестно кому, не совершат покупку на мошенническом сайте и не сделают ставку в онлайн-казино. Зато они смогут расплачиваться в магазинах и снимать наличность. Кстати, количество денег для снятия можно ограничить определенной небольшой суммой.
Защищаемся сами и помним о ближних
Итак, мы знаем, что криминал не гнушается никакими способами, чтобы выманить у пожилого человека деньги, даже последние. Хорошо, когда есть кому его защитить и вовремя остановить. Одиноким в этом отношении гораздо сложнее. В любом случае, всем надо усвоить главные правила безопасности:
- не доверяй красноречивым незнакомцам;
- бесплатный сыр, как был, так и остается – только в мышеловке;
- банковские сотрудники никогда не требуют данные карты или счета.
Берегите себя и своих пожилых родственников. Обращайте также внимание на живущих рядом с вами одиноких людей старшего поколения, найдите время пообщаться с ними, оказать посильную помощь, в том числе и в вопросе по защите от телефонных мошенников. Если нужно, привлеките социальные службы или правоохранительные органы. Мы живем в одном обществе и все в какой-то мере ответственны друг за друга.