Современный город стремительно меняет облик. Появляются новые жилые кварталы, расширяются дороги, вырастают торговые комплексы. Эти изменения необходимы, однако мониторинг физического и эмоционального состояния жителей показывает, что многие из новаций негативно сказываются на здоровье городского населения, особенно людей пожилого возраста.
Бесконтрольные изменения городского ландшафта способны серьезно испортить жизнь стариков, которые практически полностью зависят от расположения магазинов, близости поликлиник, логистики транспорта, доступности зон для отдыха и прогулок. Городские реновации (например, объединение поликлиник по нескольким районам) могут снизить возможности пожилого человека действовать самостоятельно, а это негативно влияет на его самооценку.
Пожилые люди стесняются спрашивать прохожих, где находится туалет. Некоторые маломобильные инвалиды считают унизительным просить помощи, чтобы заехать в подъезд. Понятно, что создание удобной инфраструктуры, которая не будет разделять жителей на «самостоятельных» и «беспомощных», приведет к появлению ментально здорового общества
Так как жизнь людей в возрасте 65+ практически полностью зависит от того, насколько город адаптирован под их нужды, проектирование будущих городских построек в Европе, согласно рамочной программе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), будет вестись с учетом именно этой группы населения. Другими словами, европейские города будут «подгоняться» под стариков как при новостройках, так и при модернизации существующих районов.
Сложность в том, что критерии должны быть выражены в неких единицах, чтобы архитекторы смогли выработать единую систему целей. Это серьезная работа, требующая постоянной корректировки. В связи с этим во многих европейских городах уже создаются «комитеты людей старшего возраста», консультирующие власти по вопросам быта пожилых горожан.
Проблемы большого города
Основной упор в градостроении, как правило, делается на долгосрочные перспективы, однако существуют проблемы, которые необходимо решать «здесь и сейчас».
Таких проблем немало.
- Опасность падения
Согласно статистике ВОЗ, каждый год в Европе 46 тысяч человек старше 70 лет погибают от падений. Больше четверти из таких катастроф связаны с факторами внешнего окружения: недоработками жилых помещений, заброшенностью мест отдыха, постоянными ремонтами улиц и дворов.
- Преступность
Это малоприятное явление тоже можно назвать «частью городской инфраструктуры» — согласно опросам, более 13% европейцев старше 65 лет выразили обеспокоенность уровнем преступности, насилия или вандализма в жилых районах.
- Отсутствие элементарных удобств
52% опрошенных пожилых людей рассказали, что не могут выйти на прогулку, так как на улицах нет общественных туалетов. Половина респондентов в Великобритании завили, что выходят из дома реже, чем хотелось бы исключительно из-за отсутствия в районе туалетных кабин.
- Отсутствие зон для прогулок
Очевидно, что пожилые люди, живущие рядом с парком, чаще выходят на свежий воздух. Озеленение районов входит в программу многих мегаполисов, однако количество таких зон в большинстве европейских городов оставляет пока желать лучшего.
- Отсутствие мест отдыха
Лишить пожилого человека желания выйти из дома может даже элементарное отсутствие скамейки в парке, равно как и высокие бордюры между пешеходными зонами — старым людям трудно преодолевать эти барьеры.
Для того чтобы люди чаще гуляли и даже участвовали в общественной жизни двора, многого не надо — всего лишь поставить больше скамеек и убрать лишние препятствия. Много вложений это не потребует, а эффект будет значительным.
Такие меры уже сейчас закладываются в городские программы европейских государств. Все они кажутся естественными, однако требуют бюджетных вложений. Это значит, что каждое из утверждений нуждается в подкрепленной цифрами доказательной базе — именно поэтому столько сил вкладывается в исследования, казалось бы, очевидных причинно-следственных связей.
Еще одна проблема — повышение с возрастом риска инвалидности. Ограничение возможностей сильно снижает уверенность человека с собственных силах. Нередко инвалиды отказываются даже выходить из дома и в результате оказываются в социальной изоляции. Любая концепция инклюзивного дизайна европейского города будет учитывать нужды этой группы, данные принципы закреплены в законодательных актах ряда стран Европы и в Конвенции ООН о правах инвалидов.
Важная мелочь
Опрос, проведенный среди людей в возрасте 65+ дал неожиданную информацию: многие пожилые люди считают пешеходные переходы, управляемые светофором, источником опасности. Выяснилось, что стандартного времени разрешающего сигнала для стариков недостаточно, а безопасный переход через улицу является едва ли не главным условием передвижения по городу.
К решению проблемы в разных городах Европы подходят по-разному:
- В некоторых городах на перекрестках вмонтированы кнопки, нажатие на которую увеличивает время зеленого света для пешехода. Маломобильный человек имеет достаточно времени, чтобы неторопливо перейти улицу
- В ряде городов для инвалидов введена специальная электронная карта, которая также позволяет увеличить время разрешающего сигнала.
- Для людей с плохим зрением светофоры оборудованы специальными звуковыми сигналами (кстати, такие светофоры есть и в Москве), а бордюры устроены так, чтобы видимость дороги увеличилась.
Деменция как фактор моделирования окружающей среды
Еще один уязвимый сегмент городского населения — люди с деменцией. Они крайне плохо ориентируются в торговых центрах, боятся оживленной улицы, особенно без регулировщиков, сторонятся пешеходных переходов с быстрыми переключениями светофоров.
Опрос людей с прогрессией старческого слабоумия показал предпочтения, на которые следует обратить внимание. Они несложны, но требуют быстрого решения:
- Многофункциональные центры должны располагаться рядом с домом.
- Улица должна быть короткой, желательно прямой и с широкими тротуарами.
- Предпочтительнее всего пешеходные дорожки и открытые пространства.
- Архитектура района должна быть разнообразной и запоминающейся, чтобы не путаться в однообразии построек.
- Для ориентации лучше всего подходят исторические достопримечательности и заметные ориентиры.
- Расположения подъездов должно быть логичным и понятным.
- Указатели следует делать максимально простыми, их элементы должны быть крупными и легко читаемыми. Лучше всего, если они нанесены черной краской на белый фон.
- Городские скамейки должны иметь привычный вид, без концептуальных решений.
- Покрытие улиц должно быть равномерным и нескользким.
По итогам опросов архитекторы выделили шесть критериев планировки улиц, удобных для людей с деменцией:
1. Привычность внешнего вида улицы.
2. Удобочитаемость дорожных знаков и табличек.
3. Различимость деталей ландшафта.
4. Доступность инфраструктуры.
5. Удобство.
6. Безопасность.
Как видите, рекомендации очевидны, однако все это необходимо проговаривать для проектировщиков, чтобы внести пожелания в планы городской реконструкции.
Факторы тревоги: что с ними делать
Как показал опрос, не только инвалиды, но и обычные пожилые жители городов имеют серьезные причины для скепсиса и тревожности. Источниками негатива они называют грязь на улицах, загаженность дворов, проблемы дорожного движения, пробки и плохое состояние тротуаров. Переломить скепсис простым ремонтом не получится: у местных жителей уже выработался негативный взгляд на окружающий мир.
По мнению психологов, необходимо с нуля создавать собственную инклюзивную среду —площадки для занятий спортом, детские площадки, где старики могут проводить время весте с внуками. Это даст пожилым людям возможность не только чаще выходить из дома, но и активнее взаимодействовать со сверстниками и молодежью.
Кроме того, пожилые люди предпочитают улицы с зелеными аллеями и высаженными деревьями: возможность гулять в парках напрямую связана у горожан с ощущением субъективного благополучия и здоровья. Не меньшим терапевтическим эффектом обладают садовые участки, где пожилые люди ухаживают за растениями. Кстати, такое общение с природой крайне важно для людей с деменцией — они оценивают его как исключительно приятное занятие, независимо от места проживания.
Понятно, что все это возможно только через серьезные муниципальные инвестиции.
Изменять, не меняя
Сложность работы градостроителей заключается еще и в том, что при всех изменениях район должен оставаться привычным для пожилого человека. Ничего принципиального менять нельзя — знакомые улицы и дома вызывают у стариков ностальгическое чувство уюта и покоя. Люди «погружаются» в свои районы, отождествляя себя с прошлым. Место обрастает воспоминаниями, приобретает внутренний смысл, и в субъективной оценке пожилого человека всегда учитывается этот аспект.
Пока непонятно, как влияет эмоциональная стабильность на благополучие людей старшего возраста (учитывая, что город постоянно меняется, провести какие-то длительные исследования почти невозможно), однако очевидно, что сохранение облика города — важный фактор сохранения здоровой психики населения. Многие европейские города, такие как Прага, Барселона, внешне почти не меняются на протяжении сотен лет.
К сожалению, города в России нередко подвергаются почти варварской перепланировке, с уничтожением исторических районов, ухудшением социальной среды без учета интересов местных жителей. Остается только надеяться, что европейские инициативы доберутся и до наших структур, принимающих решение по новациям. И в первую очередь это коснется интересов пожилого человека, которым когда-нибудь станет каждый из нас.
Фото из открытых источников
Ознакомиться с документом Всемирной организации здравоохранения "Благоприятные условия для жизни людей старшего возраста в Европе" можно на портале "Возраст онлайн" или сайте ВОЗ.