Этот материал начинает серию публикаций о том, как практически получить помощь пожилым люди, у которых есть ограничения жизнедеятельности и проблемы с самостоятельным проживанием.
Для многих может показаться неожиданным, но российская социальная система по сравнению со здравоохранением, строящимся на одноканальном финансировании, чрезвычайно децентрализована и зависит от региональных бюджетов. Неудивительно, что «социальные пакеты» граждан разных субъектов РФ могут сильно различаться, но при этом соответствовать общим рекомендациям федерального Министерства труда и социальной защиты населения РФ,
Основным законам, регулирующим социальное сопровождение граждан России, является Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ, который впервые ввел возможность участия в оказании социальных услуг поставщиков разных форм собственности. При этом, каждый субъект РФ может вводить собственные нормативно-правовые акты, касающиеся социальной поддержки граждан.
С 2017 года в России реализуется пилотный проект по внедрению системы долговременного ухода (СДУ), которая призвана более эффективно организовать процессы оказания помощи гражданам, у которых есть затруднения в самостоятельном обслуживании. СДУ регулируется Приказом Минтруда РФ от 29 декабря 2021 г. N 929 «О реализации в отдельных субъектах российской федерации в 2022 году типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе».
На основе этих документов, задающих рамочную структуру социального обслуживания, у регионов есть достаточно большое пространство для экспериментов, пилотных проектов и внедрения разнообразных форм сопровождения. На страницах портала мы постараемся обсудить наиболее интересный и перспективный опыт регионов в деле повышения качества жизни пожилых людей.
О том, как эта работа организована в г. Санкт-Петербурге, мы попросили рассказать директора Государственного казенного учреждения «Центр организации социального обслуживания» (ЦОСО) Тамару Викторовну БОНДАРЕНКО, на базе которого была организована уникальная для России служба социальных участковых.
– Тамара Викторовна, Вы возглавляете Центр практически с момента создания – с начала 2019 года. В чем заключаются особенности его работы и насколько за это время удалось улучшить систему социального обслуживания в Санкт-Петербурге?
- Наверное, начать нужно с того, что создание ЦОСО не было какой-то уникальной инициативой, принятой в рамках отдельно взятого региона. Это стало результатом реализации регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Другое дело, что у нас было принято решение проводить эту работу с учетом специфики северной столицы. Кроме того, было важно организовать все так, чтобы социальная поддержка от государства была максимально приближена к тем, кто в ней действительно нуждается. В том числе – к людям, которые в силу своего физического состояния или других факторов не могут самостоятельно обратиться за помощью, либо просто не знают о такой возможности.
Поэтому первое, что мы сделали – создали службу «социальных участковых», которые работают в 17 районных и одном межрайонном бюро, распределенных по всему городу. (При этом обратиться в них жители могут вне зависимости от фактического места регистрации или проживания).
Главная задача специалистов этой службы – обеспечить доступность всего спектра мер социальной поддержки для горожан. Причем не только одиноких пожилых людей, инвалидов, но и тех, кто по разным причинам попал в сложную жизненную ситуацию. Важно, что наши сотрудники не просто сидят и ждут, когда им принесут на рассмотрение соответствующее заявление, но и активно работают по выявлению людей, нуждающихся в поддержке.
– В чем заключаются функции социальных участковых?
– Фактически это те же специалисты по социальной работе или по реабилитации, по работе с семьями и детьми. Есть также сотрудники с психологическим образованием, правда, в последнее время их услуги востребованы в меньшей степени. Это связано со спецификой нашей работы: нужно не только и не столько умение наладить контакт с нашими подопечными, сколько быстро и эффективно определить потребность в социальных услугах и предложить соответствующую индивидуальную программу. Фактически требуется доскональное знание всех имеющихся видов социальной поддержки, умение выяснить, что подходит конкретному человеку и предложить ему оптимальный вариант.
Причем делается это не только с помощью заполнения специально разработанных анкет, но и путем проведения обследования условий их жизни, в том числе с выездом на место проживания. Также наши сотрудники плотно взаимодействуют с медицинскими организациями, органами местного самоуправления; службой опеки и даже, при необходимости, с полицией.
– Представим, что речь идет о пожилом одиноком человеке, имеющем возрастные когнитивные расстройства. Не секрет, что даже в большом городе, где, казалось бы, есть все условия для того, чтобы такие люди не оставались наедине с самими собой, они встречаются не так уж и редко. Как может такой человек попасть в поле зрения вашей службы?
- Это очень актуальная проблема. К счастью, такие ситуации не носят массового характера, но они возникают регулярно и требуют постоянного внимания. У нас в городе примерно три процента людей пожилого и старческого возраста одиноки. Не все из них страдают деменцией или другими заболеваниями, не позволяющими обслуживать себя самостоятельно. И все же лишь пятая часть таких одиноких стариков получает социальные услуги. Этого явно недостаточно. Если говорить о пожилых людях с деменцией (как одиноких, так и имеющих родственников и даже живущих в семьях), то у них нередко возникают сложности с осознанием того, что они нуждаются в помощи.
То есть человек может реально представлять опасность для себя и окружающих, но сам этого не осознает. Для него все хорошо, при этом он может забыть о горящей газовой конфорке либо «заблудиться» в десятке метров от собственного дома. Бывают ситуации и намного более серьезные. Например, у нас был случай с одинокой пожилой женщиной, к которой однажды начали заглядывать в гости некие люди, представлявшиеся соседям дальними родственниками. Спустя некоторое время «родственники» исчезли, а соседи по лестничной площадке почувствовали характерный неприятный запах. Подумали, что с пожилой хозяйкой квартиры случилась беда. Однако, когда открыли дверь, она оказалась жива, при этом в ванной находился труп убитого мужчины – вот только сама женщина не смогла ничего объяснить по этому поводу. Она просто не осознавала происходящего и даже не подумала обратиться за помощью.
Это, конечно, из ряда вон выходящий пример. Но он как раз иллюстрирует ситуации, когда нам требуется организовать соответствующую социальную помощь одиноким людям с серьезными когнитивными расстройствами.
Итак, каков алгоритм действий в подобных случаях?
Как правило, информация о человеке с деменцией, который не может по тем или иным причинам позаботиться о себе самостоятельно или, тем более, обратиться за помощью с социальную службу, к нам поступает по самым разным каналам. Это могут быть родственники, соседи, волонтеры, полиция, сотрудники муниципалитетов и так далее. Поскольку при этом неизлечимом заболевании речь идет уже не столько о медицинской помощи, возникает много сложностей по поводу того, как решить все возникающие вопросы и действительно помочь конкретному человеку.
Основная наша задача в подобных случаях – решить вопрос с маршрутизацией таких граждан. Если человека нашли на улице или выявили по месту проживания, то он в первую очередь попадает в медицинское учреждение. Далее, врачи связываются с нами, поскольку лечить такого пациента формально «не от чего», а выписывать человека в явно неадекватном состоянии они не имеют права.
В дальнейшем как раз и включаются уже наши алгоритмы. Если речь идет о том, что человека нужно определить в какой-то пансионат или интернат, то требуется оформление определенных медицинских документов. В них отражается не диагноз, а именно мнение врачей – нуждается ли конкретный пациент в направлении в социальное учреждение соответствующей направленности. Как правило, такие заключения оформляются за подписью врачей-специалистов - невролога, гериатра, психиатра, но могут делаться и врачами-терапевтами любой поликлиники. Специалисты указывают, способен ли человек себя обслуживать, может ли он представлять угрозу для себя или других, осознает ли он окружающее и так далее. После этого принимается решение о том, куда его направить с учетом его физического и психического состояния. Это может быть интернат общего типа, к которым относятся все частные учреждения, либо психоневрологический интернат. Второе рекомендуется людям, у которых выявляются еще и психиатрические расстройства.
Кроме того, есть и третий вариант. В последнее время в Санкт-Петербурге как в психиатрических, так и в обычных многопрофильных больницах открываются геронто-психиатрические отделения. Как правило, там размещаются именно пожилые люди с деменцией. При этом они не контактируют с другими пациентами.
В любом случае можно быть уверенным, что благодаря системной государственной поддержке без помощи такой человек не останется.
– Как организована работа социального работника или сиделки на дому?
– Независимо от того, проживает человек одиноко или с родственниками, он все равно имеет право на социальное обслуживание. Но надо понимать, что оно предоставляется именно ему, а не его родственникам. Поэтому в первую очередь мы с помощью анкетирования выявляем реальную потребность этого человека в социальных услугах, определяем его категорию. Далее разрабатывается индивидуальная программа, причем в отдельных случаях их может быть даже две.
Если у человека есть родственники, программа обычно разрабатывается год, хотя правила позволяют это делать на срок до трех лет. Но дело в том, что состояние получателя социальных услуг может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону, поэтому иногда требуется корректировка программы. Оформлением необходимых документов также обычно занимаются родственники. Мы работаем по принципу «одного окна»: достаточно прийти с паспортом, написать соответствующее заявление, и далее уже подключаются наши сотрудники, которые помогают выбрать варианты посещений соцработниками или сиделками. При этом учитываются пожелания всех проживающих, хотя главным остается мнение «пациента».
Если речь идет о человеке с деменцией, то, как правило, у родственников есть доверенность, по которой они могут от его имени обращаться в учреждения социального обслуживания, включая нашу службу.
Что же касается графика посещений сиделкой или соцработником, то в каждой программе их рассчитывается индивидуально, в зависимости от того, в чем действительно нуждается человек. В Санкт-Петербурге разработанные нормативы – так называемые рекомендованные наборы социальных услуг, которых насчитывается больше 70. В нашем регионе в такие нормативы входят определенные услуги, а не почасовое присутствие.
Соответственно, и функционал таких сотрудников четко определен. Например, соцработник – это человек, который с определенной периодичностью приходит и помогает решать бытовые вопросы. Например, доставка продуктов, если человек живет одиноко, либо помогает в уборке или приготовлении пищи. При этом речь идет именно о помощи, а не о выполнении полной уборки или готовке.
Хотелось бы коснуться и еще одного немаловажного аспекта. Нередко при обсуждении программы ухода за человеком с деменцией родственники не хотят обсуждать возможность направления его в специализированное социальное учреждение. Мол, это близкий и дорогой для них человек, и они хотели бы сами ухаживать за ним. И вот тут возникает большая сложность. Часто люди не понимают, что постоянный уход за больным деменцией – это не просто очень большая физическая и психологическая нагрузка, но и большая ответственность. Ведь «чудачества» и «странности» дементного человека далеко не всегда являются безобидными. Ведь речь идет о болезни, причем постоянно прогрессирующей. И когда через 2-3 месяца происходит эмоциональное выгорание, а на смену сочувствию и родственным эмоциям приходит раздражение и агрессия – наша помощь требуется уже всей семье.
Поэтому в подобных случаях мы все же стараемся контролировать ситуацию и предлагать хотя бы периодические посещения соцработника или сиделки, чтобы снять с родственников часть эмоциональной и физической нагрузки.
– Бывают ли случаи отказа от предлагаемых программ социальных услуг?
– К сожалению, да. Дело в том, что у нас по закону и по Конституции услуги в этой области к бесплатным не отнесены. Однако многие люди думают, что, раз они всю жизнь работали и платили налоги, то и эти услуги они оплачивать не должны. Это не так. Исключение – если месячный доход человека не превышает 1,5 МРОТ. В остальных случаях определенную сумму придется заплатить. Однако сразу отмечу, что это далеко не неподъемные деньги, а сумма зависит от многих факторов.
Например, у нас на сайте есть специальный сервис – «Социальный навигатор». С его помощью можно рассчитать примерную сумму оплаты за ту или иную услугу, исходя из уровня доходов, своей социальной категории (инвалид, пенсионер и т.п.) и желаемого вида помощи – нахождения в стационаре, на дому, продолжительности и регулярности посещений сиделки или соцработника и так далее.
При этом в любом случае расценки для населения за такие услуги довольно щадящие. Если для государства та же сиделка обходится в 500-600 тысяч рублей в год, то для гражданина стоимость этой услуги будет порядка одного процента – то есть, скажем, 5 000 рублей в год.
Хотелось бы отметить, что это несопоставимо с оплатой труда сиделок из частных организаций. Там стоимость может доходить до 60-90 тысяч рублей в месяц, при этом сиделки нередко рассчитывают и на проживание в доме своего подопечного, и на питание. Конечно, у нанятой таким образом сиделки функциональные обязанности могут быть намного шире. Она может и помогать по хозяйству, и выполнять отдельные поручения, помимо собственно ухода за больным. При том, что сиделка от государства делает только то, что прописано в регламенте, и в день она может посещать 2-3 человек.
С другой стороны, именно в государственных структурах налажен достаточно жесткий контроль за работой своих сотрудников. Эта работа требует определенных психологических качеств, поэтому у нас случайные или непорядочные люди просто не задерживаются.
Поэтому моя рекомендация для тех, кто столкнулся с необходимостью воспользоваться услугами сиделки для себя или своих родственников – не звонить по первому попавшемуся объявлению в Интернете, а сначала обратиться в государственную службу социальной помощи. Кроме того, лучше пользоваться официальной информацией. К примеру, у нас на сайте представлен Реестр поставщиков социальных услуг, которые официально занимаются этой работой в рамках действующего законодательства и контролируются государством.
К слову, на сегодняшний день таких компаний насчитывается более 160, так что выбор достаточно широкий.
Фото: http://coso.ksp.gov.spb.ru/