Что приводит к мысли об открытии своего дела и какой бизнес чаще всего предпочитают люди старших возрастов? Об этом – в исследовании сообщества «Компании для всех возрастов».

Сообщество «Компании для всех возрастов» провело исследование о предпринимателях и об отношении россиян к предпринимательству. Акцент в исследовании сделан на людях пенсионного и предпенсионного возраста, однако были опрошены граждане России всех возрастов: от 30 до 80 лет. Основная цель исследования – определить готовность представителей различных возрастных групп открывать свой бизнес и обучаться предпринимательству.

Согласно проведенному исследованию, люди старше 60 лет занимают большую долю среди активных фрилансеров и бизнесменов. Около 30% людей старше 50 лет задумываются и ищут возможности открыть свое дело. По мнению респондентов, основное преимущество открытия собственного дела в том, что можно делать то, что действительно интересно. При этом участники опроса старше 60 лет чаще других в качестве преимущества называли возможность монетизировать свое хобби. Назывались и другие причины: свободный график, неограниченный доход, независимость от руководства и др. Более того, в группах людей старшего возраста преобладали ответы, связанные с трудностью поиска работы. То есть можно предположить, что неудачные попытки найти работу также приводят пожилых людей к мысли об открытии своего дела.

Респонденты 60+ чаще других отвечали, что получают информацию о предпринимательстве из личного опыта. У них больше опыта обучения и получения образования, а также самообразования. От молодых групп их отличает сравнительно низкая заинтересованность в онлайн-форматах обучения.

Работать по найму предпочитают 18% людей пенсионного возраста и 30% в предпенсионных группах. Чаще всего от перехода в предприниматели людей возрастной группы 50-55 лет и старше 60 лет останавливают причины, связанные со здоровьем, низкая самооценка, неготовность брать на себя ответственность и негативный опыт предпринимательства – свой или друзей. Это так называемые личностные сдерживающие факторы. Среди внешних стоп-факторов назывались административные барьеры, коррупция в органах власти, высокие налоги и поборы, политика поддержки монополий, незащищенность, сильная конкуренция, низкая платежеспособность населения.

При этом абсолютное большинство опрашиваемых бывших и действующих предпринимателей старше 60 лет (83%) сказали, что они готовы были бы еще раз начать свое дело, если бы знали, что их ждет.

Респонденты старше 60 лет наиболее предпочтительной для открытия бизнеса назвали сферу услуг (красота и здоровье, туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, автосервис и др.). Так ответили 37% опрашиваемых. 14% смогли бы заниматься консультированием (направления «юриспруденция», «недвижимость»). Еще 11% сказали, что не против были бы заняться торговлей. Сельское хозяйство, производство, реклама и цифровые технологии интересуют людей возрастной группы значительно меньше – так ответили 4-5%. И только 2% людей старше 60 лет хотели бы зарабатывать рукоделием и творчеством, столько же – в социальной сфере и общественной деятельности.

Исследователи пришли к такому выводу: предприниматели составляют в группе шестидесятилетних и старше 6%, в то время как более молодых группах всего 2-3%. Фрилансеры составляют среди людей пенсионного возраста 10%, а среди более молодых возрастов 4-6%. «Таким образом, старшая возрастная группа соискателей выделяется более высоким уровнем активности, в определенном смысле, вопреки своему возрасту», – считают исследователи.