Мы знаем, что для того чтобы наше тело было здорово, нужна физическая активность. Но мало кто задумывался, что гимнастика для ума тоже существует. И она весьма полезна для людей пожилого возраста. Рассказываем том, как тренировать свой мозг и укреплять память.
Упражнения для развития мозга называются когнитивный тренинг. Слово «когнитивный» переводится с латинского языка как «познание, восприятие». Этим термином обозначаются процессы, связанные с сознанием, мышлением, с функциями мозга, которые обеспечивают формирование понятий. Иными словами, это способность человека понимать, познавать и перерабатывать информацию. Процессы переработки полученных знаний – это запоминание, использование и способность передать информацию другим людям.
Необходимо отметить, что тренировать мозг нужно и полезно в любом возрасте. У детей такие занятия способствуют развитию высших психических функций, у людей среднего и пожилого возраста помогают сохранить накопленный за жизнь когнитивный потенциал или приостановить его утрату. Если вы стали замечать, что стали менее внимательными, иногда не можете вспомнить нужное слово, стало трудно пересказывать прочитанное или увиденное, вспоминать текущие события, то начинайте тренировать мозг уже сейчас. Упражнения для ума подойдут и тем, кто любит совершенствоваться и осваивать новое.
Нейрогимнастика
Самомассаж кистей рук с элементами су-джок терапии. Обычно мы начинаем занятия с разогрева рук и самомассажа. Принцип действия су-джок терапии заключается в воздействии на особые точки на ладонях. На наших руках находится множество биологически активных точек, связанных с разными органами, в том числе с головным мозгом. Растираем ладони, чтобы они стали теплыми. Затем делаем движения, как будто тщательно моем руки. И начинаем прорабатывать биологически активные точки, которые находятся между пальцами, слегка надавливая на них. Делаем это на обеих руках.
Полезно делать упражнения с су-джок массажером – пластмассовым шариком с маленькими шипами. С приятным нажимом делаем вращательные движения. Переходим на кончики пальцем и делаем вращательные движения в одну сторону, а затем в другую. Если у вас нет су-джок шарика, можно заменить его на шишку, каштан или грецкий орех.
После того как мы разогрели ладони, переходи к основным упражнениям нейрогимнастики. Под слово «нейрогимнастика» подразумевается комплекс физических упражнений (как правило, в них активно задействованы руки), которые направлены на активацию естественных процессов работы мозга. Предлагаем вашему вниманию пять самых популярных упражнений нейрогимнастики, которые улучшают межполушарные взаимодействия, то есть помогают полушариям нашего мозга работать активно и. что очень важно, синхронно.
- Упражнение «Чашка и блюдце». Одну ладонь складывает в кулачок, стучим ею по открытой ладони, потом меняем руки. Повторяем десять – пятнадцать раз.
- Упражнения «Соединялочки». Соединяем большой палец с указательным, должна получиться рамка из пальцев. Вращаем и переставляем руки. Большой палец поочередно соединяем с другими пальцами.
- Упражнение «Все здорово!». На одной руке с помощью большого и указательного пальцев делаем колечко «окей», на другой из среднего и указательного пальцев – знак «победа, виктория». И синхронно меняем положение пальцев. Это упражнение не из простых. Если не получится с первого раза, не расстраивайтесь и не останавливайтесь. С каждым азом у вас будет получаться все лучше и лучше.
- Упражнение «Ухо – нос». Одной рукой дотрагиваемся до носа, другой – до уха. Меняем положение рук. Когда вы освоите это упражнение, можно добавлять хлопок.
- Упражнение «Ухо – нос с хлопком». Движения такие же, как в базовом упражнении «Ухо – нос», только между сменой рук нужно делать хлопок.
Выполняйте упражнения и отслеживайте свое дыхание. Желательно, чтобы оно было ритмичным и свободным. Все упражнения выполняем по десять – пятнадцать раз, со временем количество повторений можно увеличить.
Таблицы Шульте
Методика «Таблицы Шульте» проста, но в то же время действенна. Она улучшает внимание, память, скорость мышления, работу мозга. Чаще всего это таблицы пять на пять клеток, в которые случайным образом размещены цифры и числа от единицы до двадцати пяти. Изначально таблица была разработана немецким психиатром и эпилептологом XX века Вальтером Шульте для изучения свойств внимания. В ходе многочисленных исследований было обнаружено, что простой поиск чисел оказывает хорошее влияние на развитие памяти и внимания человека и в целом благоприятно воздействует на работу мозга.
Суть работы с таблицами заключается в последовательном нахождении взглядом всех цифр и чисел от единицы до двадцати пяти. И сделать это необходимо за максимально короткое время. Расположите таблицу Шульте на комфортном расстоянии от глаз – так, как вы располагаете книгу для чтения. Найдите клетку, расположенную в центре таблицы и, фиксируя на ней взгляд, постарайтесь увидеть цифру один. Затем не спеша, продолжая фиксировать взгляд на центре, ищите цифры два, три и так далее. Варианты выполнения заданий, как и самих, очень много. Моно искать числа в обратном порядке или только четные и нечетные. Существуют таблицы с буквами. Полезно выполнять упражнения из данной методики на время, чтобы увидеть свои позитивные изменения, в частности кратковременная память будет крепче.
Кратковременная память – это возможность воспроизвести недавно услышанную информацию, вспомнить то, что происходило вчера, утром или пару часов назад. Именно нарушение кратковременной памяти сигнализирует о дементном синдроме. Деменцию нельзя вылечить, но ее можно замедлить.
Арифметические действия
По мнению японских специалистов, лучший способ потренировать мозг – устный счет. Исследования показали, что при решении простых примеров на скорость мозг более активен, чем при размышлении над сложными математическими задачами. Разработаны специальные задачники для взрослых с простыми примерами на сложение, вычитание, умножение и деление. Такая брошюра может быть легко заменена задачником по математике для начальной школы. Для тренировки мозга нужно решать по пятьдесят примеров в день, стараясь сделать это как можно быстрее, на скорость. При выполнении задания предлагается засекать время и записывать свой результат. Вы будете наблюдать за ежедневной динамикой. Самый доступный способ – прибавлять одно и то же число, например, прибавляем шесть начиная с единицы: 1 + 6 = 7, 7 + 6 = 13, 13 + 6 = 19, 19 + 6 = 25, 25 + 6 = 31 и так далее – до ста. Можно также вычитать, например, начиная от двухсот: 200 – 6 = 194, 194 – 6 = 188, 188 – 6 = 182, 182 – 6 = 176, 176 – 6 = 170 и так далее.
Устный счет способствует развитию не только памяти, но и логического мышления. Да и вообще навык считать в уме в современной жизни необходим так же, как читать и писать. Так что решать в уме примеры – весьма полезное занятие во всех смыслах.
Кроссворды, судоку, головоломки
Вместо того чтобы смотреть телевизор, лучше заняться разгадыванием головоломок, кроссвордов, сканвордов и судоку. Это весьма полезное развлечение, способствующее активации работы нашего мозга и развитию памяти. В Англии даже проводилось масштабное исследование на эту тему, в котором были проанализированы дынные более чем семнадцати тысяч людей среднего и пожилого возраста. Ученые Королевского колледжа Лондона и Университета Эксетера выяснили, что между разгадыванием кроссвордов, судоку и улучшением кратковременной памяти есть взаимосвязь. Так что обзаведитесь сборником кроссвордов, благо они сейчас продаются в любых супермаркетах (а можно и в интернете скачать), и развлекайтесь на здоровье.
Впрочем, активную жизнь мозга продлевают любые упражнения для ума, и кроссворды весьма подходят для этой цели, но лучше не ограничиваться ими, а практиковать другие и другие умственные занятия, в том числе предложенные нами выше.
Для многих решение более сложных интеллектуальных заданий уже стало любимым занятием. Найдите наиболее интересный вам вид головоломок и включите в свои ежедневные занятия. Важнейшим условием эффективности занятий является их регулярность. Выделите для себя двадцать – сорок минут ежедневно. И помните – все в наших руках. Будьте всегда здоровы! Тренируйте ум и живите долго!