19 октября 2023 г. на V Форуме «Россия – территория заботы» впервые была проведена дискуссионная сессия для руководителей сфер здравоохранения и социальной защиты пилотных регионов по практическим вопросам внедрения в России системы долговременного ухода, призванной существенно повысить качество жизни пожилых людей с хроническими заболеваниями и  потерей способности к самообслуживанию. Это особенно актуально в связи с тем в 2024 году подходит к своему завершению реализация Федерального проекта «Старшее поколение», в рамках которого эта система была запущена. Что ждет россиян по результатам проекта? Об этом в материале Светланы Свищевой, Заместителя руководителя проектного офиса ФП «Старшее поколение».

«Я ухаживаю  за лежачей  мамой»- как много стоит за этой фразой. Работа   поближе к дому, сокращенный график, отсутствие отпуска, «памперсы», санитарный стул, противопролежневый матрас, физическая и эмоциональная усталость, недопонимание родственников, нехватка денежных средств. Есть ли выход? 

Да, выход есть. По мере роста в России числа граждан пожилого и старческого возраста, благодаря увеличению продолжительности жизни, вопрос оказания социальной и медицинской помощи гражданам, лишившимся способности к самообслуживанию, становится особенно острым. Изучив опыт ведущих стран мира, где государственная поддержка заботы о пожилых людях работает уже продолжительное время и показывает свою эффективность, была сформулирована российская типовая модель системы долговременного ухода (СДУ), а задача по ее внедрению с 2018 года является частью Федерального проекта «Старшее поколение» Национального проекта «Демография». В этой модели основной упор делается на сохранение возможности для пожилого человек как можно дольше находиться в условиях родного дома, что прежде всего подразумевает развитие надомных и стационарзамещающих форм обслуживания.

Наиболее сложным вопросом в создании СДУ является ее многофакторность и мультидисциплинарность, в систему вовлечены много участников, как государственных, так и частных, ответственность распределяется между разными ведомствами. Поэтому на первое место выходит развитие механизмов межведомственного взаимодействия, предполагающие своевременное информирование социальных служб и ближайшего окружения пациента при выявлении лечащими врачами его потребности в постороннем обслуживании. Эти механизмы отрабатывались в пилотных регионах в течение четырех лет  реализации ФП «Старшее поколение». Таких пилотов в стране на начало текущего года было 34, а с сентября 2023 года СДУ стала распространяться по всей территории страны. В результате пилотной работы были отрегулированы способы и формы передачи информации с соответствующими технологическими решениями; утвержден гарантированный перечень   услуг долговременного ухода; разработаны программы    подготовки специалистов; определены критерии включения граждан в долговременный уход в организациях здравоохранения и соцзащиты;  предусмотрены  срочные социальные услуги  в случае госпитализации, учтены потребности граждан, осуществляющих родственный уход.

Граждане, утратившие способность к самообслуживанию, могут рассчитывать на получение на безвозмездной основе до 28 часов услуг по уходу в неделю при наличии показаний для включения этих граждан в СДУ.  Пакет социальных услуг, продолжительность и регулярность уходовых процедур зависит от многих факторов: степени утраты способности к самообслуживанию, состояния здоровья, наличия ресурсов (родственники, дети, соседи), условий быта и места проживания. Ответственность за назначение и предоставление ухода несут органы социальной защиты. Нуждаемость в долговременном уходе определяется на основе анкетирования, проводимого специалистами по социальной работе, с учетом медицинских рекомендаций, которые могут быть сделаны любым лечащим врачом.

В системе соцзащиты создана новая профессия «помощника по уходу», которая приходит на замену «сиделкам». Деятельность «помощников по уходу» регулируется жесткими профессиональными стандартами, а их подготовка проводится в очном формате на базе медицинских учебных заведений, что выводит эту специальность на более высокий уровень.

В случае желания родственников ухаживать за пациентами, требующими посторонней помощи, предусматривается возможность обучения лиц, осуществляющих уход, их официального трудоустройства с начислением трудового стажа, соцпакета и заработной платы.    

Пакет услуг для граждан, утративших в той или иной степени способность к самообслуживанию и включенных в систему долговременного ухода, теперь входит в состав государственных гарантий. Из 50 услуг в пакет могут быть включены   замещающая или асссистивная поддержка, постоянное экспертное сопровождение со стороны медицинской организации, контроль жизненно важных показателей и приема лекарственных препаратов, своевременное реагирование на изменения состояния здоровья и обеспечение физического и психологического комфорта.

Постоянное наблюдение за состоянием здоровья пожилого пациента силами помощников по уходу в партнёрстве с врачами позволяет предотвратить приступы    декомпенсации хронических заболеваний, их тяжелые последствия и в итоге сохранить жизнь. Профессионализм и правильная организация труда помощников напрямую влияет на работу медицинских учреждений. Есть данные, что благодаря такому сотрудничеству, в среди граждан, включенных в СДУ, снижается число обращений за медицинской помощью, уменьшается количество госпитализаций и вызовов скорой помощи, а продолжительности жизни увеличивается.

Система не ограничивается только оказанием уходовых процедур на дому. Началось развитие сети центров дневного пребывания,  предназначенных для   мобильных граждан (так называемые «детские сады для взрослых»), что прежде всего важно для людей с развивающейся деменцией. Открываются возможности по проведению занятий, тренингов, реабилитации и социализации, которые могут отличаться в разных центрах социального обслуживания, но все подобные активности выполняют важную функцию по вовлечению в активную жизнь и профилактике старческих синдромов.

В рамках развития системы выделяются средства на наполнение пунктов проката техническими средствами реабилитации (ТСР). Самым активным спросом пользуются многофункциональные кровати и противопролежневые матрасы. В большинстве случаев ТСР предоставляются бесплатно.

Долговременный уход набирает обороты постепенно. На 1 октября 2023г. долговременный уход получают 147, 2 тыс. граждан, утративших способность к самообслуживаниям. До конца года это число увеличится до 170, 35 тыс. человек. Количество, нуждающихся в государственной помощи, к сожалению, пока превышает возможности социальных служб.  Новые   регионы Российской Федерации требуют серьезных решений по развитию инфраструктуры здравоохранения и социальной помощи, отвечающей задачам качественного долговременного ухода, и прежде всего по решению кадрового вопроса.

Обсуждение   путей развития и совершенствования системы долговременного ухода   проводится на всех государственных уровнях  от заседаний Правительства до научно-практических мероприятий, связанных с гериатрией, долговременным уходом и социальной помощью, и прямая встреча людей, ответственных за эту задачу на форуме, прямое этому доказательство.

       

 Библиография:

  1. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ
  2. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ
  3. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ
  4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.2016 № 38н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия"
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 августа 2023 г. N 681 "О реализации в 2023 году в Российской Федерации Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, и внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 821 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография"
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2023 г. N 482н «Об утверждении профессионального стандарта «Помощник по уходу»
  7. Гериатрия. Национальное руководство. Под ред. О.Н. Ткачевой, Е.В. Фроловой, Н.Н. Яхно. (20е издание, переработанное и дополненное). Москва, ГЭОТАР_Медиа, 2023. — 720 с
  8. Активное долголетие. Практическое руководство. Под ред. О.Н. Ткачевой. Москва, Гэотар-Медиа, 2021. 232 с.
  9. Клинические рекомендации Уход за ослабленными пожилыми людьми. Год утверждений 2023
  10. Методическое пособие Современная гериатрия для врачей первичного звена
  11. Программа профилактики, раннего выявления, диагностики и лечения когнитивных расстройств у лиц пожилого и старческого . Минздрав РФ, Обособленное структурное подразделение «Российский геронтологический научно-клинический центр» ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н. И. Пирогова Минздрава России
  12. Методические рекомендации Общие принципы фармакотерапии у лиц пожилого и старческого возраста. Минздрав РФ,  Обособленное структурное подразделение «Российский геронтологический научно-клинический центр» ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н. И. Пирогова Минздрава России
  13. Методические рекомендации Организация оказания медицинской помощи на дому пациентам пожилого и старческого возраста, полностью или частично утратившим способность к самообслуживанию. Е.В. Каракулина, Э.К. Вергазова, А.С. Грачева, О.Н. Ткачева, Ю.В. Котовская, А.В. Розанов, И.В. Бабенко, О.В. Аброськина, С.П. Свищева
  14. Доклад выступление Первого заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Баталиной О.Ю. на VI Всероссийском форуме «Россия-территория заботы».
  15. Всемирная организация здравоохранения. Доклад ВОЗ о здоровом старении. Женева, 2015 год. http://apps.who.int/iris/bitstre am/10665/186463/1/9789240694811_rus.pdf